21 марта 2014 - 22:28 AMT
СТАТЬЯ
Армения и Союзы: «да» или «нет», а если «да» - то какому?
В Армении и сегодня есть силы и отдельные политические деятели, которые вообще выступают против членства страны в каком бы то ни было Союзе.
В Армении стихли принципиальные «споры о Союзах», и еще 1 марта на пресс-конференции замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян подчеркнул, что самое позднее в середине апреля этого года Армения завершит реализацию всех положений так называемой «дорожной карты» по вступлению в Таможенный союз и будет готова к подписанию соглашения о членстве. Замминистра сообщил, что 11 марта президент Армении в Москве встретятся с президентами стран-членов Таможенного союза, где и будет принято решение о разработке соглашения о вступлении республики в союз. Как он объяснил, страны-члены ТС и Армения должны прийти к консенсусу вокруг соглашения, после чего оно будет представлено на ратификацию парламента.

Казалось бы, нет особой необходимости вновь возвращаться к обсуждениям, что нужно, а что не нужно Армении. И самое время, например, обдумывать механизмы по привлечению к торгово-экономической деятельности во взаимодействии с Таможенным союзом и НКР (Республики Арцах), поскольку еще в прошлом году со стороны стран-членов ТС шли сигналы о том, что именно сама Армения определит свои таможенные границы. Ну а Арцах составляет единое таможенное пространство с Арменией, и поэтому данный вопрос, учитывая сложность и длительность процесса урегулирования конфликта, не может не беспокоить армянскую общественность. В конце концов, именно то, что Евросоюз по сути отказался от гарантий независимого экономического сосуществования НКР с Арменией после того, как Армения подписала бы с ЕС Соглашение об Ассоциации, и стало одной из причин того, что Ереван резко изменил свои внешнеполитические приоритеты.

Но деликатность ситуации состоит и в том, что в Армении и сегодня есть силы и отдельные политические деятели, которые вообще выступают против членства страны в каком бы то ни было Союзе. И обоснование у данной точки зрения не менее существенно (пусть и с прицелом на неопределенное будущее), чем у сторонников того или иного Союза. Например, участие в той или иной форме интеграции и с ЕС, и с ТС волей-неволей заставит власти Армении конкретизировать внешние и таможенные границы страны. Произойдет их некая фиксация, в том числе и с подтверждением на уровне многосторонних международных документов. То есть процент суверенности решений Армении по воссоединению своих земель будет в какой-то мере зависеть и от третьих сторон, что, безусловно, нежелательно.

Однако трагические события на Украине, как и возвращение Крыма в состав России, все-таки заставляют еще раз внимательней осмотреться и продумать – что и к чему. Беспристрастные наблюдатели воочию видели, что Запад инициировал выступления проевропейской оппозиции в Киеве именно после того, как украинские власти отказались от первоначального стремления подписать с ЕС Соглашение об Ассоциации. Все остальное – уже последствия явного подстрекательства и провокаций фашистских антироссийских сил, и сейчас данная трагедия с элементом именно подобной парадигмы в самом разгаре, чему свидетельство и неоднозначная ситуация уже в юго-восточных русских областях Украины, а также в Малороссии. Но с весной и в Армении традиционно наступает период активизации внутриполитической оппозиции. Так, 1 марта на митинге оппозиционного АНК, приуроченный годовщине событий 1 марта 2008 г., уже прозвучало, что не исключено, что четыре некоалиционные силы парламента, объединившиеся под общей инициативой вотума недоверия правительству, не ограничатся этим и «также поставят вопрос об импичменте Сержа Саргсяна». Митинг вполне даже многочисленный – для первого весеннего (от 8 до 10 тыс. человек), и характерно, что среди участников митинга были и такие, которые наряду с антиправительственными лозунгами, держали в руках флаги ЕС, а также транспаранты сугубо антироссийской направленности. То есть и в Армении русофобствующие силы Запада предпринимают попытку «майданизировать» ситуацию – правда, пока «мирными средствами".

Евросоюз и без ассоциаций с Арменией и Украиной дышит на ладан, а в Венгрии дошли до того, что уже вышвыривают флаги ЕС из венгерского парламента – таков кредит доверия самих европейцев к этой интеграционной структуре. В Чехии и Греции говорят о выходе из ЕС на самом высшем уровне. В Исландии же даже без проведения общенационального референдума приняли решение об откладывании дальнейшей интеграции с ЕС. Шотландия, Венеция и Каталония идут на свои общенациональные референдумы, и все понимают, что у них речь не только о независимости, но и о будущем ЕС.

ТС – это не конец, а начало долгого, длительного пути, предусматриваются и иные, более высокие ступени интеграции. А вот ЕС – это точно конец. Более высокой формы интеграции Запад не предложит – он и не в состоянии. После вступления Армении в Таможенный союз, а затем и в Евразийский союз, республика же может получить ряд политических, военных и экономических выгод. В политическом плане от интеграции в Таможенный и Евразийский союзы Армения может обрести поддержку стран ТС в международных организациях и вести на международной арене скоординированную политику для достижения общих, выгодных всем странам-членам целей. В экономическом плане Армения получает возможность льготного доступа на финансовые и товарные рынки России, Белоруссии и Казахстана. А в дальнейшем – и иных государств, которые вступят в эти интеграционные структуры, ведь список явно не ограничится только пространством СНГ. Есть сведения и о планах Ирана, и о планах Сирии, Индии, и т.д. Более того, время от времени даже Турция, напуганная развитиями вокруг себя и внутри себя, то и дело говорит о том, что и Анкара не прочь «подать заявку». Конечно, можно по-разному относиться к партии Жан-Мари Ле Пена и можно по-разному оценивать Марин Ле Пен, но нельзя отрицать, что отец и дочь – одни из лидеров французской политической жизни. И если уж они говорят о том, что даже ряд сугубо западных стран хотела бы, вместо выдыхающегося ЕС, вступить в ТС, то вряд ли над этим надо насмехаться. Кроме того, уже сейчас, до официального вступления в ТС, в соответствии с заключенными в конце 2013 г. двусторонними договорами, Армения снабжается по льготным тарифам и ценам российскими природным газом, нефтепродуктами и алмазным сырьем. Интеграция в Таможенный и Евразийский союзы также дает возможность гражданам Армении беспрепятственно посещать и осуществлять трудовую деятельность в странах-членах.

От вступления в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, по оценкам авторов доклада ЕАБР, Республика Армения получит ряд преимуществ, которые не смогут обеспечить страны Европейского союза, такие как: - Существенный рост ВВП (2-4%), гарантирующий повышение уровня жизни и индексацию заработной платы с учетом инфляции. - Свободный доступ на крупный и защищенный рынок ЕЭП; - Приток инвестиций направленных на развития экспорта (с 1988 года по настоящее время Россия инвестировала в 2 раза больше чем страны Европы); - Разрешение транспортной изоляции. Строительство автомобильного коридора «Север-Юг», железной дороги Иран-Армения, открытие железной дороги Армения-Грузия-Россия, что создаст крупный коммуникационный узел регионального и международного значения, организует транспортную связь между странами ТС и рынками Персидского залива, Южной и Юго- Восточной Азии; - Преодоление энергетических проблем (Строительство новых гидроэлектростанций, ветряных ферм, энергоблоков на ААЭС и Разданской ТЭС), что положительно отразится на конечном получателе, а доходы от экспорта электричества в третьи страны обеспечат наполняемость бюджета страны.

Армянские предприниматели смогут расширять свои бизнес-проекты на территории стран-участниц ТС, а свободное передвижение капитала избавит их от сложных финансовых процедур и поможет работать в правовом поле, не опасаясь негативных последствий. Необходимо подчеркнуть, что все крупные российские инвесторы (ЗАО «ЮКЖД», ЗАО «ИНТЕР РАО», ЗАО «Газпром Армения») выполняют все взятые обязательства, являются крупнейшими налогоплательщиками, реально развивают экономику Армении, обеспечивают работникам полный социальный пакет и самую высокую заработную плату по стране. Армянские студенты получат возможность получить качественное образование в России и работать по специальности на предприятиях создаваемых российскими инвесторами.

С учетом того, что ЕС не оставляет попыток склонить Армению к участию в программах «Восточное партнерство» и «Европейский пакет», который и призван для того, чтобы снивелировать негативные последствия неудачного развития «Восточного партнерства», необходимо отметить, что эти программы разработаны для выхода стран Европы из финансово-экономического кризиса и в целях освоения рынков третьих стран. Кроме бренда «Европа», ощутимых плюсов для экономики Армения не получит. Вместе с тем страна может столкнуться с негативными последствиями:

- Рост цен на энергоресурсы, что отразится на экономическом росте (ЕС никак это не компенсирует – чему свидетельство как раз Украина), а также увеличение цен на товары стратегического назначения (продукция такого рода из ЕС поступать не будет). Возможен рост пошлин и нетарифных ограничений на экспорт продукции из РА в ТС, вызванный проводимой экономической политикой ЕС; - Существенное снижение объема трудовой миграции (в настоящее время 85% трансфертов от физических лиц в Армению поступает из России); - Снижение объема инвестиций из ТС в РА, поскольку в первую очередь они будут направляться в страны Евразийского союза. Из ЕС, вероятно, будут поступать только портфельные кредиты. Прямые инвестиции не предусматриваются. Экономический эффект от таких кредитов невысок; - Евросоюз заинтересован в получении руды цветных металлов из Армении и идёт на снятие ограничений на данную продукцию, однако рост доходов только от добычи металлов не обеспечит интенсивный рост и техническое перевооружение страны. - С точки зрения стратегического развития и укрепления экономической безопасности, Армения в рамках Ассоциации с ЕС не сможет компенсировать рост экономики республики от интеграции в Евразийский экономический союз.

В военно-политической и военно-технической сферах вступление Армении в Таможенный и Евразийский союзы позволит армянской стороне повысить уровень военно-политического и военно-технического сотрудничества с Россией, Белоруссией и Казахстаном как в рамках ОДКБ, так и в двустороннем порядке. Если рассматривать ОДКБ как военно-политическую составляющую будущего Евразийского союза, то в контексте усиления обороноспособности страны преимущества для Армении от евразийской интеграции очевидны.

Таким образом, членство в Таможенном и Евразийском союзах обеспечит Армении импульс для социально-экономического развития страны и усилит безопасность Армении от внешних военных и экономических угроз.

Внешние силы в лице ЕС и США активизировали деятельность по нейтрализации процесса евразийской интеграции Армении, так как в будущем в том или ином формате к евразийскому экономическому пространству могут подключиться Турция, Азербайджан, Грузия и другие страны СНГ. В этом случае могут быть созданы условия для нормализации армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношений под эгидой Евразийского союза, что вызывает у Вашингтона и Брюсселя серьезное беспокойство. Хотя, безусловно, для этого должны быть прекращены кое-какие процессы, в которые вовлечены те же Турция, Грузия и Азербайджан, которые носят либо ярко выраженный, либо завуалированный антироссийский и антиармянский характеры. Нам представляется, что данная оговорка – не просто дань времени и ситуативному прогнозированию, а носит долговременную стратегическую перспективу.

Евросоюз пытается не допустить процесс вступления Армении и других стран СНГ в Таможенный союз. Для этого Брюссель внес изменения в программу «Восточное партнерство» (как уже указывалось выше, так называемый «Европейский пакет») и предложил, в том числе Армении, модифицированный вариант Договора об ассоциативном членстве. Чтобы мотивировать руководство Армении на участие в новой программе, Брюссель при поддержке Вашингтона может усилить давление по дипломатическим каналам и с помощью инициирования акций протеста оппозиционных сил.

Решение о вступлении Армении в Таможенный союз поддерживается подавляющим большинством населения страны, исключение составляют представители и сторонники проамериканских оппозиционных сил Армении (партии «Наследие», «Свободные демократы», «Национальное самоопределение», с оговорками АНК – потому что даже лидер АНК первый президент Тер-Петросян в своем выступлении на митинге заявил, что «вступление Армении в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии отныне необратимо, а еврионтеграция - не представляется возможной в прогнозируемом будущем». Не исключено, что Брюссель и Вашингтон уже разрабатывают план того, как использовать оппозицию Армении для дестабилизации ситуации в республике по украинскому «образцу» и создать в Ереване подобие «евромайдана». Сейчас от стойкости и решительности властей Армении зависит, удастся ли западным державам повторить в Ереване госпереворот и заставить республику подписать договор с Евросоюзом об ассоциации.

Но не только. Проблема в том, что руководству республики предстоит также изменить формулы своих непопулярных решений, в частности, по пенсионной реформе и тарифам цен на газ для рядового населения. Не секрет, что эти вопросы и являются сейчас «гвоздями» всего комплекса социально-экономических и социально-политических противоречий между властями и рядовыми гражданами Армении. Доказательство – усиливающиеся позиции общественной организации «Мы – против!», ставшей одним из знаменосцев борьбы населения против внедрения в Армении обязательной накопительной пенсионной системы и нежелания правительства снизить тарифы на природный газ. А поскольку 28 марта начнутся заседания Конституционного суда Армении, где и рассмотрят исковое заявление четырех фракций парламента, которые пытаются оспорить конституционность некоторых положений закона «О накопительных пенсиях», то мы априори понимаем, что весенняя политическая жизнь в Армении пойдет по нарастающей. И главное – чтобы власти Армении не повторили бы «ошибок» и глупостей президента Украины «в изгнании» Виктора Януковича…

Арсен Левонян, Республика Крым