20 сентября 2002 - 05:00 AMT
СТАТЬЯ
В БАКУ НЕ ХОТЯТ ВЕРИТЬ В БЕСПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА БАКУ-ДЖЕЙХАН
О неизбежности провала свидетельствует целый ряд обстоятельств.
В Азербайджане состоялось торжественная церемония начала строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, для участия в которой приехали президенты Турции и Грузии, министр энергетики США. Все было пышно и помпезно. Никто из выступавших на церемонии не ставил под сомнение реальность реализации гигантских планов. Ахмет Сезер выразил надежду, что «уже в 2005-м году пора будет праздновать приток первой нефти в порт Джейхан». А посол Азербайджана в Турции Гаджан Гаджиев заявил, что «граждане Грузии армянского происхождения не смогут помешать осуществлению проекта». «Не стоит преувеличивать армянский фактор - грузинские власти довольно сильны и смогут предотвратить нежелательное развитие событий»,- отметил он.
Между тем, о сомнительности перспектив «проекта века» говорит целый ряд обстоятельств. И «армянский след» в этом искать бессмысленно. Что касается массовых выступлений жителей южных регионов Грузии, протестующих против прокладки нефтепровода через из земли, то известно, что основная их часть грузины и греки. Обеспокоенность их понять несложно. Земля является частной собственностью. Ее владельцев сегодня пытаются заставить смириться с тем, что она не будет неприкосновенной. Более того, есть реальная угроза, что со временем сюда под предлогом осуществления охраны трубопровода начнут наведываться турецкие военные. К этому следует прибавить опсность всевозможных аварий. Словом, у жители районов, включенных в планы освоения, достаточно претензий к инициаторам «проекта века». Достаточно у них и способов воспрепятствовать прокладке экспортного трубопровода, ничего кроме проблем им не сулящего. Надо быть слишком наивным человеком, чтобы поверить в то, что ввод войск в цалкский район для усмирения сограждан позволил Эдуарду Шеварднадзе раз и навсегда решить все проблемы.
Реализации проекта помимо недовольства граждан Грузии угрожают и другие еще более весомые обстоятельства. Речь прежде всего об ожидаемых резких колебаниях мировых цен на углеводородное сырье. По прогнозам американских экспертов, в ближайшее время следует ожидать резкое сокращение доходов от продажи сырой нефти. Снижение доходности нефтяного бизнеса, обусловленное всеобщим сокращением спроса на нефтепродукты, приведет к тому, что цены на сырую нефть опустятся ниже уровня, установленного странами-членами ОПЕК. Как известно, строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан будет рентабельным при ценах на нефть не ниже 20-и долларов за баррель. Снижение котировок ниже этой планки приведет к полному провалу планов членов международного консорциума. Отцы-основатели консорциума, рисуя безоблачные перспективы начатого дела, на самом деле не могут не осознавать всю серьезность нависшей угрозы.
Примечательно, что рационально мыслящие российские бизнесмены воздержались от участия в сомнительном проекте, так как сочли, что риск провала слишком велик. Компания "ЛУКойл" отказалась инвестировать деньги в строительство нефтепровода, несмотря на то, что в начале идея ей казалась привлекательной. Что касается российского правительства, то оно изначально выступало против вовлечения российских нефтяных компаний в строительство трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Вице-премьер России Виктор Христенко не раз заявлял, что Москва не видит экономической целесообразности проекта. В Государственной Думе не раз всерьез обсуждался вопрос о целесообразности принятия закона, запрещающего российским компаниям участвовать в проекте строительства нефтепровода Баку-Джейхан, так как он "противоречит политическим и экономическим интересам России". О поддержке этой инициативы в ноябре прошлого года заявил и заместитель министра иностранных дел Виктор Калюжный. Опять же нужно быть очень наивным, чтоб допустить мысль о готовности Москвы отказаться от действий, направленных на провал проекта, идущего в разрез с национальными интересами России.
Таким образом очевидно, что будущее «проекта века», мягко говоря, весьма туманно.