12 мая 2004 - 05:00 AMT
СТАТЬЯ
Прага, Варшава, Страсбург...
Следующий раунд переговоров по урегулированию карабахского конфликта может стать наиболее значимым.
Сегодня в Страсбурге в рамках очередного заседания министов иностранных дел стран-членов Совета Европы состоялась вторая по счету встреча глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана Вардана Осканяна и Эльдара Мамедъярова. О результатах перговоров пока еще ничего не известно. Но сама повестка встречи уже вызвала острую дискуссию в Ереване и Баку.
Напомним, что недавно азербайджанский министр заявил, что самым главным вопросом, подлежащим обсуждению в Страсбурге, будет возможность обмена территорий на коммуникации. Поясним: речь идет об идее, согласно которой армянские силы должны уступить Азербайджану семь районов, составляющих пояс безопасности вокруг НКР, а взамен Баку "снимет блокаду". Уточним еще одну важную деталь. Задействование коммуникаций выгодно на самом деле не столько Армении, сколько Азербайджану, поскольку проходящая через Мегри железная дорога – единственный способ обеспечения надежной связи с находящимся в анклавном состоянии Нахичеваном. Таким образом, предлагая столь своеобразный "обмен", в Баку не могли не осознавать, что перспектив у идеи быть не может.

Однако, президент Ильхам Алиев накануне встречи подтвердил, что в Страсбурге действительно будет обсуждаться вопрос об освобождении семи районов взамен на коммуникации. Ясность внес российский сопредседатель Минской группы Юрий Мерзляков. Он заявил, что повестка страсбургской встречи будет "вольной". По словам московского дипломата, стороны и сопредседатели могут выступать с любыми предложениями. Но если Мамедъяров действительно выступит с идеей обсудить сценарий обмена зоны безопасности на восстановление железнодорожного сообщения, то это еще вовсе не значит, что обсуждение состоится. Армянская сторона не раз давала понять, что не видит никакого смысла выслушивать предложения подобного содержания. Вопрос закроется сразу же после того, как Вардан Осканян в очередной раз озвучит официальную точку зрения на этот счет. Таким образом, создается впечатление, что заявление Мамедъярова, подкрепленное словами Алиева, было предназначено местной аудитории и имело чисто пропагандисткий характер.

Что же в действительности обсуждали в Страсбурге министры и сопредседатели? Напомним, что по словам Юрия Мерзлякова, предметом обсуждения являются идеи, предложенные посредниками в ходе пражской встречи министров и обсужденные в дальнейшем на переговорах президентов Кочаряна и Алиева. О чем конкретно речь, пока не ясно. Мерзляков на днях лишь пояснил, что речь идет о попытке найти "компромиссный вариант между пакетным и поэтапным вариантами" урегулирования конфликта.

Подходы сторон к предложенным идеям, по-видимому, окончательно прояснятся в ходе следующего раунда переговоров на высшем уровне. И если во время этой встречи прогресс удастся закрепить, Кочарян и Алиев уполномочат продолжить переговоры своих личных представителей Татула Маркаряна и Араза Азимова. Кстати, вопреки, сообщениям СМИ, отдельная встреча личных представителей в Страсбурге не состоялась, что свидетельствует о то, что стороны еще не уверены в том, что Маркаряну и Азимову придется продолжить прерванные контакты.