16 июля 2007 - 15:41 AMT
СТАТЬЯ
МГ ОБСЕ боится применения косовского варианта в карабахском вопросе?
Еще до того, как Владимир Путин сказал о возможности использования «косовского прецедента» на постсоветском пространстве, в НКР балканский опыт стал предметом не просто осмысления, но и копирования.
Решение проблемы Косово все больше заходит в тупик благодаря бескомпромиссной позиции России в предоставлении независимости населенному албанцами краю Сербии. Понять Россию можно - если она согласится на независимость Косово от Сербии, то, во-первых, потеряет и без того пошатнувшееся положение на Балканах и во-вторых, самое главное - даст повод для новых междоусобиц на своей территории, не говоря уже о постсоветском пространстве. Фактически, на прошлой неделе ЕС и США внесли изменения в проект резолюции ООН о статусе Косово, отказавшись от готовности предоставить независимость краю, если переговоры с Сербией провалятся под угрозой российского вето в ООН.
Как известно, в предыдущей версии проекта содержался призыв к обеим сторонам провести четырехмесячные переговоры, а также был прописан план предоставления независимости Косову. Белград отверг такой вариант решение вопроса о статусе края. Представитель США в ООН Залмай Халилзад заявил, что новая версия проекта резолюции все еще находится в стадии окончательного согласования. По его словам, она будет представлена Совбезу ООН после переговоров с российскими представителями. В свою очередь, генсек ООН Пан Ги Мун предостерег от затягивания решения вопроса о статусе Косова. Отметим, что в новом проекте будет вновь содержаться призыв к Сербии и албанскому большинству Косова провести четырехмесячные переговоры. Однако в случае провала переговоров речь теперь будет идти не о предоставлении независимости краю, а о «дальнейшем рассмотрении вопроса».
Стремление США и ЕС во что бы то ни стало предоставить независимость Косово, в то же время отказывая другим самопровозглашенным республикам в праве на то же самое, воспринимается неоднозначно не только в Армении, но и во всем христианском мире. Судите сами, косовские албанцы, исповедующие ислам, получающие помощь из Албании, Турции и тех же США, почему-то считаются демократичнее, чем, к примеру, Нагорный Карабах или Приднестровье. Выборы в Косово признаются международным сообществом, чего нельзя сказать о карабахских. Непонятный ажиотаж со стороны ОБСЕ, ЕС, ПАСЕ, которые заявляют, что «выборы в Нагорном Карабахе будут тормозить переговорный процесс» говорит о том, что мировое сообщество просто свыклось с мыслью, что в переговорах по статусу участвуют только президенты Армении и Азербайджана, с которыми, как кажется европейским чиновникам, легче договориться.
В заявлении сопредседателей МГ ОБСЕ 13 июля подчеркивается, что «сопредседатели с беспокойством наблюдают некоторые развития, которые не способствуют подготовке народов к миру. Среди них - воинственные заявления, угрозы применения силы и создание опасной иллюзии того, что война является одним из вариантов решения конфликта». Человеку, несведущему может показаться, что к войне призывают обе стороны, а не одна, а точнее президент Азербайджана Ильхам Алиев. Но именно уточнения МГ почему-то не делает. Зато в том, что касается предстоящих президентских выборов в НКР, сопредседатели довольно жестки: «Предстоящие так называемые президентские выборы в Нагорном Карабахе уже стали причиной усиления напряжения. Возвращаясь к заявлениям по прошлым выборам в Карабахе, сопредседатели повторяют, что, как и все остальные члены мирового сообщества, их страны не признают Нагорный Карабах в качестве независимого государства. Такие «выборы» не должны влиять на мирное урегулирования нагорно-карабахского конфликта».
Но, скорее всего, МГ ОБСЕ боится применения косовского варианта. Как бы ни уверяли представители самых различных структур и политические деятели, что урегулирование конфликтов невозможно на прецедентной основе, факт остается фактом. «В ходе парламентских выборов в НКР в 2005 г. косовский принцип - сначала демократические стандарты, потом самоопределение - был озвучен, как одно из базисных требований к карабахской политике и карабахским политикам. Таким образом, еще до того, как президент России Владимир Путин сделал заявление о возможности использования «косовского прецедента» на постсоветском пространстве, в НКР балканский опыт стал предметом не просто осмысления, но и копирования. Отсюда и стремление карабахской элиты дистанцироваться от саммитов «параллельного СНГ», равно как лидеров Абхазии, Южной Осетии и ПМР, плюс диверсификация внешней политики», - считает Сергей Маркедонов, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа