20 ноября 2007 - 19:55 AMT
СТАТЬЯ
Азербайджан и Грузия больше боятся косовской независимости, чем Сербия
У мирового сообщества есть несколько ключевых позиций, которые помешают Баку «освободить своим земли».
Лидер победившей на парламентских выборах в Косово Демократической партии Хашим Тачи заявил, что сразу после 10 декабря власти края провозгласят независимость. Заявление Тачи вызвало вполне предсказуемую реакцию со стороны ЕС, как одного из членов международной «тройки» по определению статуса Косово, которая заменила ООН после провала плана Ахтиссари. Правда, в настоящий момент ООН слишком сконцентрирована на Ближнем Востоке, чтобы по-настоящему интересоваться Балканами, и поэтому хочет решить этот вопрос как можно скорее.
Министры иностранных дел стран-членов ЕС призывают косовских албанцев воздержаться от одностороннего провозглашения независимости, в то время как Вашингтон обещает признать независимость края уже в январе. Позиция России известна – она против отделения от Сербии и предлагает косоварам «широкую автономию». Фактически мир оказался в дипломатическом тупике, который чреват внутренней напряженностью на Балканах. Правда, спецпредставитель ЕС на Южном Кавказе Питер Семнеби настроен более оптимистично. «Я надеюсь, что провозглашение независимости Косово не станет дестабилизирующим фактором на Балканах», - заявил он, отметив, что ЕС в этом вопросе исходит из того, что проблема Косово – особый случай. «У каждого конфликта своя история, своя специфика и нужно найти подходящее решение для каждого в отдельности, соблюдая нормы международного права. Решение косовской проблемы не должно оказывать воздействия на решение других конфликтов, но, наверное, неизбежно то, что Косово будет вызывать надежды или опасения для других нерешенных проблем. Тем не менее, ЕС выступает за решение любого конфликта исключительно с точки зрения норм международного права», - подчеркнул финский дипломат. В свою очередь, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт заявил журналистам, что Хашим Тачи должен понимать разницу между заявлениями оппозиционного политика и ответственными действиями на посту премьер-министра.
Карл Бильдт несколько лет назад был активным посредником на переговорах о статусе Косовского края, который он назвал «самым чувствительным и хрупким регионом в Европе, где нельзя делать очень резких движений». Представители ЕС и администрации ООН в Косово говорят, что Тачи наверняка отложит провозглашение независимости на более поздний срок, чтобы добиться максимальной поддержки за рубежом. «Тачи займет весьма выгодную позицию, но он ничего не будет делать, пока Вашингтон и ключевые государства ЕС не дадут ему "зеленый свет". Он очень внимательно прислушивается к американцам. А они выбирают середину января», - приводит британская The Guardian слова некоего сотрудника ООН, работающего в столице Косово Приштине.
Кстати, командование НАТО и миссия ООН в Косово подготовили планы действий в чрезвычайных ситуациях, учитывая несколько мрачных сценариев развития событий, в том числе межэтническое насилие и погромы, атаки подпольных военизированных группировок с обеих сторон, исход сербов с основной территории Косово, кризисное положение беженцев и захват Сербией северных районов Косово, который приведет к разделу края. Тот факт, что появление седьмого государства на руинах Югославии происходит с согласия международного сообщества, может иметь решающие последствия в соседних странах. Особенно это относится к Боснии, где сохраняется неработающая модель трехчастного государства, придуманная в Дейтоне, усиливается политическая нестабильность, а боснийские сербы напряженно ожидают развязки косовского кризиса.
Неоднократные заявления о «косовском прецеденте», который может быть использован для решения конфликтов на постсоветском пространстве, в частности, в карабахском урегулировании, при ближайшем рассмотрении не выдерживают критики. Самое главное – независимость НКР была завоевана, а не предоставлена. А это в урегулировании конфликтов очень важно. Одно дело получить свободу из чужих рук и всю жизнь быть им обязанным, другое дело - не быть ни у кого в долгу. Нагорный Карабах ничего никому не должен. Поэтому Азербайджан, да и Грузия больше боятся косовской независимости, чем, смею предположить, Сербия. Там все ясно – отделится Косово – начнется война. В карабахском же варианте возобновление военных действий окончится также быстро, как и началось. И дело даже не в армии – у мирового сообщества есть несколько ключевых позиций, которые помешают Баку «освободить своим земли»: Ближний Восток, призрак независимого Курдистана и, почти что самое главное, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровод Баку-Эрзрум и новый газопровод – из Турции в Грецию и далее в Европу. В таких условиях начало новой войны в регионе поставит полмира на грань коллапса, чего, понятное дело, никто не хочет... По словам Питера Семнеби, Азербайджан быстро развивается и чувствует себя сильным, но это не значит, что он может решить конфликт военным путем или экономическим давлением. Эти надежды Азербайджана преувеличены.