5 апреля 2008 - 19:51 AMT
СТАТЬЯ
Для противодействия азербайджанской диаспоре нужна государственная политика Армении
В настоящее время азербайджанская диаспора довольно тесно сотрудничает с турецкой, особенно в США, Канаде и Европе.
Понятие «азербайджанская диаспора» возникло сравнительно недавно, но уже становится действенным механизмом для достижения целей, озвученных официальным Баку: противодействие мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта и признанию геноцидом массовых погромов армянского населения в Азербайджане в 1988-1990 гг. Попутно идет кампания против международного признания Геноцида армян в Османской империи 1915-1923 гг.
«Учреждение 1 февраля 1949 года "Кружка Азербайджанской Культуры" в Анкаре стало первым шагом в деле организации азербайджанской диаспоры в мире. В 1956 году Салех бей Шейхзаманлы учредил в США "Азербайджанское общество Америки". Следует также отметить, что число эмигрировавших из Ирана в течение десяти последних лет, где проживает около 30 миллионов азербайджанцев, во много раз превысило число уехавших из Азербайджана. Многочисленные действующие по отдельности общества и объединения, придя к согласию во имя сотрудничества, приступили к созданию Азербайджанских федеральных объединений. В качестве примеров можно привести Всероссийский Конгресс Азербайджанцев, Конгресс Азербайджанцев Украины, Федеральную Национально-Культурную Автономию Азербайджанцев России, Федерацию Азербайджанских Обществ Германии, Шведско-азербайджанскую Федерацию, Конгресс азербайджанцев Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана "Туран" и Общественное Объединение "Азери" Кыргызстана. “Этим обществам и объединениям удалось осуществить значительные работы в области развития отношений дружбы и сотрудничества между странами, где они действуют, и Азербайджаном, организации наших соотечественников, укрепления их связей с исторической Родиной”, - заявляет официальный Баку. Вполне возможно, что так оно и есть на самом деле. Но надо отметить, что само понятие «азербайджанская диаспора» стало употребляться после развала СССР, в то время как к мнению армянской диаспоры прислушивались даже в самые глухие застойные времена. Более того, руками КГБ СССР создавались параллельные структуры, которые работали против «старой» диаспоры, возглавляемой партией Дашнакцутюн, объявленной в СССР вне закона. Одним из «удачных» действий КГБ стал раскол единой Армянской Апостольской церкви на два Католикосата: Эчмиадзинский и Киликийский. Раскол продолжается до сих пор, хотя делаются некоторые, пока безуспешные попытки примирить два Католикосата.
В настоящее время азербайджанская диаспора довольно тесно сотрудничает с турецкой, особенно в США, Канаде и Европе. Правда, по влиятельности и лоббингу она пока уступает армянской, но это скорее временное явление, которое может быть преодолено, если турецкая и азербайджанская общины в мире договорятся по всем вопросам. Но именно этого пока и не происходит, хотя бакинские и некоторые турецкие СМИ говорят о «полном единении». Цели у обеих диаспор одинаковые – нейтрализация политического влияния армянских организаций, которые довольно успешно работают за рубежами Армении около 100 лет. Основным рычагом для азербайджанской диаспоры являются почти неограниченные денежные средства, с помощью которых она устраивает выставки, рассказывающие о «зверствах армян-террористов», вместе с турецким лобби противодействует принятию резолюций по Геноциду армян в США и других странах. Кстати, последние события в израильском Кнессете, связанные с обсуждением вопроса о Геноциде армян, вызвали как ни странно, более бурную реакцию не в Анкаре, а в Баку.
Некоторые армянские исследователи считают, что азербайджанская диаспора – искусственно созданное образование, не имеющее шансов на достижение уровня влияния армянского лобби. Однако последние сообщения о росте именно азербайджанских диаспорских организаций за рубежом говорят об обратном. Неправомерно также и утверждение о том, что азербайджанская диаспора – не что иное, как турецкая. На самом деле, отношения между ними не всегда такие, какими они видятся официальному Баку. По крайней мере, в США и Великобритании армянская и турецкая общины имеют больше точек соприкосновения, чем этого хотелось бы Азербайджану. В качестве примера можно привести совместную армяно-турецкую акцию в Лондоне и других городах Европы в связи с годовщиной убийства Гранта Динка.
Тем не менее, фактор азербайджанской диаспоры становится более влиятельным и в первую очередь этому содействуют энергетические запасы Азербайджана. Какими они ни были – завышенными или заниженными, факт остается фактом: с помощью нефти и газа Баку может проводить свою политику через своих неофициальных представителей, чему подтверждением является раздутая Ходжалинская «трагедия». Исходя из сказанного, идея о создании в Армении министерства по делам Диаспоры становится более актуальной, ибо для противодействия набирающей силу азербайджанской диаспоре нужна государственная политика. Именно так противостоит армянскому лобби официальный Баку.