Администрация уходящего президента США поставила крест на непомерных амбициях Михаила Саакашвили, а что будет делать Барак Обама – пока неясно, скорее всего, разбираться с финансовым кризисом. И ему будет явно не до Грузии с Украиной. Вряд ли это произошло из-за августовской войны, начатой так не вовремя и закончившейся так плачевно для Грузии. Правда, по-другому и быть не могло. Россию можно дразнить до определенного момента, но, увы, президент Грузии этого не понял и не внял предостережениям из Вашингтона. Однако смеем надеяться, что не будь этой злополучной войны, «розовая» коалиция, так или иначе, прекратила бы существование. Прямые обвинения со стороны экс-спикера Нино Бурджанадзе, а ранее – суд над министром обороны Ираклием Окруашвили поставил Тбилиси перед необходимостью пересмотреть стратегию действий. А если добавить к этому заявление экс-посла Грузии в Москве Эроси Кицмаришвили о том, что Грузия, а не Россия начала августовскую войну, то становится ясно – правление Саакашвили доживает последние дни. Он может продлиться еще некоторое время, скажем до апреля будущего года, но потом Грузия опять будет поднята оппозицией. Но это не было сделано в смутной надежде на то, что Джордж Буш не оставит «послушного ученика» и «маяка демократии». В Тбилиси в очередной раз забыли, что США всегда исходят, и будут исходить из собственных интересов. Грубо говоря, Грузию «сдали», чтобы не испортить окончательно отношения с Россией. Причем инициаторами «сдачи» выступали скорее европейцы, нежели американцы. Но так получилось, что интересы ЕС и США совпали.
Французские и немецкие официальные лица особенно часто выражали сомнение в том, что НАТО способна защитить Грузию, и нервничали из-за безрассудных действий Саакашвили. Но с другой стороны ни США, ни Европа не хотят, чтобы возникло впечатление, что на исход спора о МАР влияет сильное противодействие Москвы.
Не все ладно и в Украине, где «оранжевая революция» просто выдохлась. Виктора Ющенко поддерживает всего 5,4% населения. Как пишут западные газеты, «реформы не проводятся, обещания не сдерживаются, и огромное большинство украинцев считает, что их страна движется в неправильном направлении. Экономический кризис может стать приоритетом в мышлении и, возможно, превратить враждующих политиков в ответственных взрослых людей, для которых потенциал Украины будет важнее их собственного».
Имея четверть самой плодородной земли на планете, Украина могла бы стать сельскохозяйственным гигантом - если бы она выработала земельные права. Будучи крупным рынком на побережье Черного моря с населением в 46 миллионов человек, она могла бы привлечь больше иностранных инвестиций - если бы здесь установилось верховенство закона. Но не получилось. Как и экономики всего мира, Украина имела доступ к дешевым кредитам, благодаря чему Киев стал сверкающим мегаполисом, стоимость жизни в котором выше, чем в любой западноевропейской столице. Но теперь, когда кредиты иссякли, правительству пришлось обратиться к Международному валютному фонду (МВФ) за гигантским экстренным займом в $16,5млрд.
Крах «цветных революций» на постсоветском пространстве вполне закономерен и был просто неминуем. Ставка на демократию и свободный рынок, о которых так любит говорить Джордж Буш, оказалась преждевременной.