2 апреля 2011 - 18:39 AMT
СТАТЬЯ
Раффи Ованнисян - Дон Кихот армянской политики
Раффи Ованнисян своей внезапной голодовкой удивил не только общественность, но даже своих однопартийцев.
Одним из самых обсуждаемых событий последних недель стала голодовка лидера оппозиционной партии “Наследие” Раффи Ованнисянa на Площади Свободы в центре Еревана. Акция была воспринята отрицательно как властями, так и радикальной оппозиции, причем оппозиция в своем отношении к ней была намного резче властей. Больше двух недель вся Армения обсуждала, почему Раффи Ованнисян сбрил усы, почему он начал голодовку, и, в конце концов, - почему он ее закончил.

Партия “Наследие” всегда отличалась от других политических сил Армении своим стилем работы и нестандартностью действий, идеалистическим подходом к политической борьбе, однако Раффи Ованнисян своей внезапной голодовкой удивил даже своих однопартийцев. Причем Раффи Ованнисян, довольно похудевший и сбривший к тому же свои знаменитые усы, объявил о начале своей голодовки в присущем ему эмоциональном ключе, обращаясь к христианским ценностям и используя в своем выступлении ссылки из Библии, назвав свою акцию “пост Свободы”, что в дальнейшем некоторые его оппоненты попытались использовать против него. Как признался 15 марта глава фракции “Наследия” в Национальном собрании Степан Сафарян, никто в партии не знал об этом шаге лидера партии и не думал, что он решится на столь радикальные меры.

Помимо однопартийцев Ованнисяна, его шаг вызвал удивление и у армянского общества, которое давно отвыкло от подобных резких шагов в исполнении своих политических лидеров, которые предпочитают в своей политической борьбе подвергать опасности жизнь своих сторонников, а не свою. К тому же само это общество мало верило тому, что власти пойдут на уступки и добровольно согласятся отказаться от власти лишь потому, что кто-то, хотя бы даже депутат парламента и лидер одной из партий, начал голодовку. Если власти с начала акции заявляли о том, что им непонятны мотивы и требования Раффи Ованнисяна, а полиция к тому же препятствовала его праву установить на Площади Свободы палатку, что осудил и признал неправомерным сам омбудсмен, то спустя некоторое время, особенно после прекращения голодовки, это позиция странным образом изменилась. Представители власти, по-прежнему заявляя о том, что они не понимают требований лидера ‘Наследия”, начали нарочито уважительно отзываться о шаге Раффи Ованнсяна, подчеркивая, что голодовка является его законным правом, а уговаривать прекратить голодовку на Площадь Свободы лично пришло руководство Национального собрания во главе со спикером Овиком Абраамяном.

Поведение властей было особенно контрастно на фоне отношения оппозиционных СМИ, поддерживающих Армянский национальный конгресс (АНК), и лично лидера АНК Левона Тер-Петросяна к акции лидера ‘Наследия”. Отрицательное отношение Тер-Петросяна к “Наследию” особенно ярко проявилось во время митинга АНК 17 марта, когда митингующие вошли на Площадь Свободы. Несмотря на крики митингующих и депутатов “Наследия” “Единение” (Миацум), руководство АНК во главе с Левоном Тер-Петросяном демонстративно прошло рядом с Раффи Ованнисяном, не подойдя к нему. Если в первые дни руководство АНК отмалчивалось от объяснения причин этого демарша на митинге 17 марта, что вызвало отрицательную реакцию и удивление части общественности, то в дальнейшем вынужденно было ответить на этот вопрос. Левон Тер-Петросян заявил, что голодовка Раффи Ованнисяна противоречит христианским принципам. “В частности, один из самых авторитетных отцов Армянской церкви - Иоанн Мандакуни еще в V веке сказал о посте следующее: "Дьявол истребляет и постящегося, и его пост, когда человек ставит себя выше остальных и желает, чтобы его сдержанность восхвалялась другими, и люди знали о его мужестве и восхищались им. Такой пост не очищает и оправдывает, а оскверняет и истребляет”, - сказал лидер АНК, этим объяснив свой отказ подойти к Раффи Ованнисяну. В отличие от лидера АНК, выразить свою поддержку Раффи Ованнисяну ежедневно приходили десятки и сотни людей, в частности представители интеллигенции и других политических сил, в том числе и некоторые члены АНК.

Вообще тема отношений между АНК и “Наследием” заслуживает особого внимания. На всем протяжении голодовки Раффи Ованнисяна газеты, поддерживающие АНК, изощрялись в своем остроумии, подвергаю акцию лидера “Наследия” нещадной критике. Дело доходило до объяснения мотивов голодовки желанием Раффи Ованнисяна просто похудеть, желанием устроить из голодовки пиар-акцию “Наследия”, или обвинений ‘Наследия” в том, что они являются проектом властей, и якобы хотят ослабить реальную оппозицию – АНК. Также АНК сильно не понравилось заявление “Наследия” о том, что освобождение Площади Свободы началось не с многотысячного митинга АНК 17-го марта, а 15-го марта – когда Раффи Ованнисян с армянским флагом в руке вошел на площадь. Как заметил в этой связи Степан Сафарян, “голодовка стала лакмусовой бумажкой, которая показала, кто есть кто”. С другой стороны само “Наследие”, выказывая все время желание к сотрудничеству с оппозиционными силами, начало понимать, что АНК стремится монополизировать оппозиционный полюс и что независимое “Наследие” ему там совершенно не нужно.

После прекращения Раффи Ованнисяном своей голодовки всех экспертов начал интересовать вопрос дальнейших действий партии, и то, как акция лидера отразится на рейтинге “Наследия”. Пока заявления представителей “Наследия” после завершения голодовки Раффи Ованнисяна свидетельствуют о том, что в партии сейчас нет четкого плана дальнейших действий. Сейчас самой актуальной проблемой для партии и ее лидера является проход в состав будущего парламента, что в условиях поляризации политического поля Армении станет довольно проблематичным. В “Наследии” осознают, что, несмотря на активную работу депутатов фракции в парламенте, их участия почти во всех массовых акциях протеста против властей, оппозиционно настроенная часть населения продолжает рассматривать в качестве единственной альтернативы действующим властям АНК. Сами же власти, понимая, что АНК обязательно должен быть представлен в будущем парламенте, своим новым коалиционным заявлением намекнули на то, что правящая коалиция собирается сохранить большинство в парламенте за счет партий, представленных сейчас в Национальном собрании, но не входящих в коалицию. Так что лидеру “Наследия” Раффи Ованнисяну, со своим идеалистическим подходом к политической борьбе, стремлением не использовать грязные методы борьбы, придется до будущих парламентских выборов решить довольную трудную политическую головоломку. А пока что его борьба за представляемую им идеальную Армению скорее напоминает бой Дон Кихота с ветряными мельницами. .Х.А.

Айк Халатян / PanARMENIAN News