18 ноября 2011 - 18:23 AMT
СТАТЬЯ
Турция борется за выживание, уничтожая курдов
Первой жертвой, скорее всего, станет мэр Диарбакыра Осман Байдемир, который, по мнению властей, слишком много говорит об исконных жителях своего города и вилайета.
Турецкое правительство всерьез начало охоту на курдов. Параллельно идет «подготовка» к 100-летию Геноцида армян в Османской империи в годы Первой мировой войны. Турция спешит – времени остается все меньше и меньше, и столетие резни будет иметь негативные последствия для властей. Правда, не в той мере, на что рассчитывает армянская нация, однако продолжающееся упорное отрицания факта истребления христианских народов Османской империи вряд ли добавит престижа Турции, так стремящейся сейчас войти в число первых 10 стран мира, о чем заявил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Первой жертвой, скорее всего, станет мэр Диарбакыра Осман Байдемир, который, по мнению властей, слишком много говорит об исконных жителях своего города и вилайета. Реставрация церкви Св.Киракос и радушный прием армянских паломников не мог оставить «равнодушной» Анкару. На прошлой неделе в Диарбакыре прошел семинар «Общественная и экономическая история Диарбекира и примыкающих территорий», организованная о международным фондом имени Гранта Динка при содействии Института политических и социальных исследований Диарбекира. Байдемир заявил, что в Османской империи людей уничтожали по религиозному признаку и призвал правительство мужественно признать черные страницы истории. «Этот город принадлежит армянам и ассирийцам, и настолько он принадлежит и курдам», - заявил Байдемир. Ничего нового по сути в этом заявлении нет: и армяне, и ассирийцы, да и курды знают, что турки на юго-востоке страны – пришлый народ. А Диарбакыр не что иное, как столица Великой Армении Тиграна II. Правда, город находился несколько севернее современного Диарбакыра.

В ответ на довольно смелые высказывания Османа Байдемира правительство выдвинуло ряд обвинений против мэра, основным из которых является «пропаганда террористической группировки» (имеется в вижу Рабочая партия Курдистана-РКК). Прокуратура и Высший уголовный суд города обвиняет Байдемира в том, что он принял участие в похоронах погибших боевиков, отметил годовщину пленения в Кении лидера РКК Абдуллы Оджалана, а также «совершил преступления от имени незаконной организации, не будучи членом этой организации» и «делать все для пропаганды незаконной организации», - говорится в обвинении. Если суд признает мэра виновным, что будет естественным, ему грозит 28 лет тюремного заключения.

В свете новой эскалации напряженности с курдами арест известного правозащитника Рагипа Зараколу более чем понятен и не был неожиданным. Самое интересное, на наш взгляд то, что правозащитник был задержан в рамках антитеррористической операции. Большего абсурда придумать было невозможно, хотя в Турции арестовывают и по другим поводам: из-за признания геноцида христианских народов, гонений на писателей. Все они проходят по знаменитой 301-й статье УК Турции об «оскорблении турецкого народа». Статья эта, под давлением ЕС, была несколько смягчена, однако это всего лишь косметические поправки для мировой общественности. На самом деле Турция в области защиты прав человека находится позади Египта, Туниса, Ливии и Сирии. Однако «арабская весна» все поставила с ног на голову и теперь Эрдоган выступает как чуть ли не главный поборник свободы на Ближнем Востоке. И никто не хочет, а может и решается напомнить ему о расправе над курдами и собственными правозащитниками.

Между тем, военная операция против курдов идет по нарастающей и в этой связи удивляет позиция Ирака, позволяющего турецким войскам беспрепятственно пересекать границу Северного Курдистана. Отсутствие в Ираке стабильности и центральной власти делает границы этого некогда достаточно сильного государства весьма призрачными. А глава Курдистана Масуд Барзани просто пытается усидеть на месте, пытаясь поддакивать как туркам, так и всем остальным, включая своих курдов. Тем не менее, можно сказать, что Барзани по существу предал свой народ, разрешив Турции вершить расправу над РКК на своей территории.

Курдский вопрос для Турции – вопрос дальнейшего существования как государства и ради своего сохранения Анкара готова на все. Если понадобится, число арестованных будет измеряться сотнями, если не тысячами. «Нет такого народа, который нельзя посадить в Бастилию», сказал кардинал Ришелье. Может и не говорил, но суть выражения от этого не меняется – Анкара, памятуя опыт Первой мировой войны, может поступить с курдами также как с армянами. Весь вопрос в том – чьими руками она будет действовать на этот раз. Самое главное Турция уже поняла: никакое мировое сообщество не будет ее обвинять в геноциде против собственного народа. Пример Камбоджи, Руанды и Дарфура будет взят на вооружение, а именно – «поговорят и забудут». Спастись можно только так и Анкара это прекрасно понимает.

Карине Тер-Саакян