6 февраля 2012 - 13:21 AMT
СТАТЬЯ
Техут – взгляд с другой стороны
С одной стороны, конечно, жаль Техут, с другой понимаешь, что и компания «Валлекс груп» со своей стороны права, и действует согласно закону.
Одной из самых обсуждаемых вопросов общественной жизни Армении последнего времени является борьба экологов за спасение Техута. Множество публикаций, информации о мнениях и действиях зеленых по этому вопросу, обвинения занимающейся разработкой Техутского рудника компании «Валлекс груп» во всех смертных грехах.

Пару дней назад уже противоположная сторона решила представить свой взгляд на эту проблему, организовав встречу с блогерами и журналистами, которые интересуются этой проблемой. К сожалению, должен отметить, что многие из приглашенных не пришли на эту встречу, а жаль, ведь там было что послушать.

"Мы попросили встречи с вами, так как видим какую-то одностороннюю подачу информации, без мнения противоположной стороны", - заявила, открывая встречу, глава пресс-службы ЗАО «Техут» Тагуи Карапетян. Он призвала освещающих эту проблему давать и мнение компании, подчеркнув, что ее руководство готово отвечать на любые интересующие общественность вопросы.

Вслед за Тагуи Карапетян слово взял вице-президента ЗАО "Техут" Гагик Арзуманян, которой очень подробно и всеобъемлюще ответил на все вопросы присутствующих и представил позицию своей компании. Должен признать, что в своей журналисткой практике я мало сталкивался с бизнесменами, которые так блестяще подавали информацию и были знакомы со всеми тонкостями дела, которым занимаются. К тому же, насчет некоторых обвинений в адрес компании о нарушении законодательства Арзуманян был проинформирован даже лучше, чем сами зеленые.

В самом начале он представил историю Техутского рудника, опровергнув утверждения экологов, что в советское время рудник не был сдан в эксплуатацию из-за опасений перед тем уроном, который он нанесет окружающей среде. По его словам, в 1972 году в Техуте начались геологические работы, и лишь в августе 1991 года Техут был официально признан рудником. «Если бы Советский союз не развалился, я могу вас заверить, что невозможно было бы наличие рудника с официально утвержденными запасами, который бы не разрабатывался», - подчеркнул Арзуманян.

Что касается упреков в том, что компания не в достаточной мере старается компенсировать нанесенный природе ущерб, Арзуманян заметил, что «к сожалению, в законодательстве Армении есть пробел в этом вопросе – нет ни одного закона или законодательного акта, который бы полностью регулировал вопрос воздействия какой-то программы на окружающую среду». По его словам, компания старалась при расчете компенсаций за нанесенный окружающей среде вред брать самые «крутые» меры, предусмотренные законодательством Армении.

В качестве примера он привел вырубку леса для эксплуатации рудника, заметив, что "самый большой вред мы наносим лесному фонду - в этом секрета нет". По его словам, из двух существовавших законопроектов, регулирующих вырубку леса, они выбрали самый жесткий и дорогой вариант для возмещения нанесенного природе ущерба – закон "О возмещении государству нанесенного в результате административного правонарушения ущерба природе", который помимо возмещения нанесенного ущерба предусматривает и наказание за это.

В этой связи он призвал экологов, вместо бесплодных обвинений в адрес компании, найти и предложить правительству самые лучшие и жесткие меры возмещения ущерба, существующие в мировой практике.

Что касается обвинений компании в том, что она нарушила положения Орхуской конвенции, то Арзуманян парировал тем, что Армения стала членом конвенции в конце 2011 года, а компания задолго до этого уже получила лицензию на освоение рудника.

Арзуманян подчеркнул, что компания планирует вести освоение рудника самыми современными методами, чтобы исключить или максимально уменьшить возможный ущерб окружающей среде. В этой связи он выразил удивление, что экологи, оставив в стороне тот вред, который сейчас наносится природе Армении другими хозяйствующими субъектами, все свое внимание уделили только Техуту, причем, несмотря на то, что компания действует строго в соответствии с законодательством и делает все для исключения вреда окружающей среде.

«Мы хотим понять, почему критика необъективна?! Если экологи говорят, что в Армении есть 13 плохих хвостохранилищ, почему говорят только о рисках, связанных с будущим Техутским хвостохранилищем? Это дает мне основания предполагать, что критика необъективна»,- подчеркнул Арзуманян.

Должен признать, что вышел после этой встречи с двойственными чувствами. С одной стороны, конечно, жаль Техут, с другой понимаешь, что и компания со своей стороны права и действует согласно закону. Да и аргументы приведенные Арзуманяном, мне кажется, трудно будет опровергнуть даже самому ярому защитнику Техута, если конечно это будет настоящая дискуссия, а не просто монолог-обвинение.

Вот и думаешь после этого, как сделать так, чтобы и волки были сыты (горнорудные компании), и овцы целы (природа Армении). Не умаляя важности защиты природы Армении, следует отметить, что обвиняющие горнорудные компании очень часто забывают о том, что благодаря этим компаниям пополняется госбюджет, выполняются социальные и другие программы. Да и во многих случаях эти компании являются единственными работодателями в тех регионах, где они действуют, и о том, что за счет этого будут обеспечены работой жители этих регионов, экологи тоже молчат. Есть опасения, что спустя почти двадцать лет Армения вновь может наступить на старые экологические грабли - к чему привело закрытие АЭС и «Наирита», напоминать, по-моему, не надо. После нескольких лет в темноте и холоде, почему-то никто больше не вспоминает о возможной опасности со стороны АЭС, и даже выражается обеспокоенность тем, что тормозится строительство новой, а «Наирит» так и не удалось реанимировать, несмотря на все прилагаемые усилия.

Айк Халатян / PanARMENIAN News