2 мая 2012 - 16:18 AMT
ИНТЕРВЬЮ
Карен Кочарян, Александр Искандарян:
Парламентские выборы 2012: Pro et contra АРФ Дашнакцутюн
В преддверии выборов в Национальное собрание Армении, которые состоятся 6 мая, PanARMENIAN.Net продолжает представлять своим читателям основных участников предвыборной гонки. Известные армянские эксперты - политтехнолог Карен Кочарян и директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян, поделятся своим мнением об избирательных списках и программах партий, а также их шансах на предстоящих выборах. На очереди одна из традиционных армянских партий – АРФ Дашнакцутюн.

Как вы оцените избирательный список АРФ Дашнакцутюн?
К. Кочарян: Список Дашнакцутюн как всегда традиционен – в нем в основном люди все партийные, за исключением владельца компании «Армения-Лада» Карена Шахмурадяна. Это как бы не сюрприз – у Дашнакцутюн всегда был партийный, политический список.

Единственная проблема Дашнакцутюн в том, что они все таки не смогли отказаться от того состава своих лидеров, которые уже проиграли ряд выборов: и выборы в Совет старейшин Еревана, и президентские выборы, в которых участвовал Ваан Ованнисян. Вообще- то, эта тенденция в мире давно есть – партия меняет проигравших лидеров. А у АРФД проигравший выборы Ваан Ованнисян на первом месте в избирательном списке. Речь идет о конкретных 3-4 лицах, которых мы могли и не заметить, если бы они не стояли во главе списка.

Что касается ротации в их списке остальных членов, то это не впервые, у них эта ротация давно была.

А. Искандарян: Мне он не кажется неожиданным. Мне кажется, что все, что было в списке Дашнакцутюн, можно было предугадать, и такого рода политика традиционна для этой партии. Что касается обновления списка партии, то этого требует дело, почти все обновляются. Важна первая часть списка, та часть, которая точно пройдет в парламент.

Ваше мнение о предвыборной программе АРФ Дашнакцутюн.
К. Кочарян: В предвыборной кампании они ставку делают именно на программу, они как бы рекламируют свою программу. Но даже в этом смысле я не могу понять, почему они говорят только о том, что сделают, но не говорят о том, как они сделают это. Недостаток всех программ всех партий в этом и состоит – все говорят, чего хотят достичь, но никто не говорит, как этого достичь.

Что касается утверждений лидеров АРФД, что только они в своей программе указали конкретные цифры, то это может им аукнуться лишь только в том случае, если они наберут большинство в парламенте, то есть реально придут к власти, и должны будут отчитываться за то, что они сделали, или за то, чего они не сделали. Но так как им это не грозит, то эти слова только останутся словами.

А. Искандарян: У программы Дашнакцутюн есть некоторые отличия от программ остальных партий. У них есть некоторое выраженное мнение по армяно-турецкому вопросу. Я бы не сказал, что это очень актуально для нынешней политической реальности, но для позиционирования себя в поле националистического электората это имеет какое-то значение.

Каковы, по-вашему, шансы партии на предстоящих парламентских выборах?
К. Кочарян: Шансы Дашнакцутюн – они как всегда. Они всегда есть, ведь у них есть конкретный электорат. Другое дело, что если в 2007 они были частью власти, частью коалиции, использовали и административные ресурсы - у них тогда было три министра, губернаторы. Нельзя не учитывать фактор административного ресурса, которого у них сейчас нет, но 5% они обязательно наберут и пройдут в парламент.

А. Искандарян: Я отношу Дашнакцутюн к тем партиям, которые имеют безусловные шансы, чтобы пройти в следующий парламент. Я не думаю, что они наберут в нем чрезвычайно много мест, но в том, что они преодолеют 5% барьер, на сегодняшний день я практически уверен.

Дашнакцутюн – одна из немногих партий, участвующих в выборах, и, наверное, единственная, у которой есть шанс пройти в парламент, у которой есть идеология. Тут дело даже не в программе, речь не о том, что написано на бумаге – Дашнакцутюн, наверное, одна из немногих или даже единственная партия, которая не персонализированная, у Дашнакцутюн есть соответствующий шлейф из имиджа, которому более 100 лет, и есть некий идеологический блок. В этом смысле у Дашнакцутюн довольно стандартный электорат – люди голосуют не за личности, они голосуют за имидж, за идеологический комплекс, я бы даже сказал ментальный комплекс.

Айк Халатян / PanARMENIAN News