29 сентября 2012 - 14:03 AMT
ИНТЕРВЬЮ
Джонни Меликян:
После выборов в Грузии отношения с Арменией не претерпят существенных изменений
1 октября в Грузии пройдут парламентские выборы, которые решат будущее страны на ближайшие годы, учитывая переход страны в 2013 году от президентской формы правления к парламентской. Своим мнением о предстоящих выборах с PanARMENIAN.Net поделится эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян, который рассказал о фаворитах будущих выборов, об их отношении к Армении и армянской общины Грузии, а также перспективах российско-грузинских отношений.

Каков расклад политических сил перед выборами в Грузии? Какие партии являются фаворитами предстоящих выборов?
Участниками парламентской гонки в Грузии являются 21 партии и два предвыборных блока. Фаворитами можно считать три политические силы: парламентские партии Единое национальное движение Михаила Саакашвили, Христиан-демократическая партия Гиоргия Таргамадзе, и внепарламентское оппозиционное объединение – коалиция «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили.

Внутриполитическая ситуация в Грузии на сегодняшний день напряженная, но, с другой стороны – достаточно интересная. После обнародования 18 сентября видеокадров о пытках и нечеловеческом обращении в грузинских тюрьмах, началась т.н. «война видео - и аудиокомпроматов» между правящим Единым национальным движением Михаила Саакашвили и оппозиционной коалицией «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили. Обнародование данных видеоматериалов и начало уличных акций протеста против нечеловеческого обращения в тюрьмах Грузии, повлияло на рейтинг правящей партии Грузии и ухудшило рейтинг доверия к ней. Используя данные материалы и, ведя жесткую линию критики деятельности правящей партии, «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили сделала все, чтобы повысить свой рейтинг, и, в какой-то мере у нее получилось это.

Кампания третей силы – Христиан-демократического движения Грузии отличается тем, что они, показывая два противоречащих друг другу подхода - Националов и «Грузинской мечты», призывают население голосовать именно за них и их программу, как альтернативу двум конфронтационным силам.

Прогнозируя итоги выборов, следует отметить, что Единое национальное движение и коалиция «Грузинская мечта» однозначно проходят в парламент. Третья сила, Христиан-демократическое движение имеет все шансы пройти минимальный барьер и войти в новый парламент Грузии.

Добавлю, что не исключено, что на следующий день после выборов, не удовлетворившись итогами голосования, оппозиционная «Грузинская мечта» может начать акции протеста, требуя признать данные выборы нелегитимными, что в свою очередь может привезти к столкновениям и ухудшению ситуации в стране.

Что ожидает после этих выборов Саакашвили? Он уйдет, останется на второстепенных ролях или же вернется во власть через кресло премьера?
При любом раскладе, по итогам данных выборов и выборов президента Грузии 2013 года, Михаил Саакашвили не останется на ключевых позициях (президента и премьер-министра) в Грузии, тем самым, положив начало демократическому переходу власти в Грузии.

Скорее всего, по итогам парламентских выборов внутри правящей элиты будет достигнут некий консенсус по кандидатуре премьер-министра страны, кем, в очередной раз, станет Вано Мерабишвили, а после истечения полномочий президента страны и после президентских выборов 2013 года, Михаилу Саакашвили может быть поручен некий «большой проект», реализацией и пиаром которого он может заняться в будущем, оставив политику.

Какие подходы к отношениям с Арменией и армянской общиной у фаворитов этих выборов?
Говоря о подходах политических партий Грузии по отношению к Армении, отмечу, что ни одна партия не имеет ярко выраженного внешнеполитического курса, кроме правящей партии, которая продолжит свой внешнеполитический курс и будет пытаться балансировать между своими соседями, пытаясь не допустить активизации конфликтов на Южном Кавказе, так как любой конфликт будет иметь определенные последствия на Грузию. В случае же смены власти в Грузии (данный сценарий маловероятен), ситуация не изменится, а будут лишь некоторые корректировки во внешней политике.

Что касается подходов по отношению к этническим меньшинствам, проживающим в Грузии, отмечу, что они у всех политических сил, в основном, совпадают. Подтверждением тому являются итоги политических дебатов партий, прошедшие 18 сентября, где среди основных положений, озвученных лидерами политических партий Грузии, были: защита прав национальных меньшинств, равноправие перед законом для всех граждан Грузии, исключение дискриминации, и интеграция путем изучения государственного языка и т.д.

За кого армянская община Грузии?
Отмечу, что армянская община Грузии разобщена и не имеет единой позиции. Почти во всех крупных политических партиях есть политики-армяне, однако, максимальное количество кандидатов-армян у правящего Единого национального движения, возглавляемого президентом страны Михаилом Саакашвили.

Еще одним немаловажным фактором является то, что армянское население Грузии, насчитывающее 245 тыс. человек, 85 тыс. из которых проживают в Тбилиси, традиционно голосовало за правящие партии. Хотя, в отличие от других общенациональных выборов в Грузии, прошедших ранее, на сей раз есть шансы на то, что часть голосов общины все же может быть дана оппозиции.

Могут ли измениться российско-грузинские отношения после выборов? Какой подход к отношениям с Россией у фаворитов?
Взаимоотношения с Россией останутся на том же уровне. Внешнеполитические приоритеты для всех партий-фаворитов: евроинтеграция и вхождение в НАТО. Возможность начала диалога с Россией появится лишь тогда, когда большинство в новоизбранном парламенте получит оппозиционная коалиции Иванишвили «Грузинская мечта». Даже в данной ситуации, коалиция будет настаивать на возвращении Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии.

Айк Халатян / PanARMENIAN News