14 мая 2015 - 16:11 AMT
Убийство в Гюмри: Судя по всему, Аветисяны пытались сопротивляться, но безрезультатно

Имеющиеся в распоряжении представителей правопреемников семьи Аветисян данные, позволяют утверждать, что в доме стрелял один человек, и велика вероятность того, что стрелявшим был Валерий Пермяков. Об этом сегодня на пресс-конференции заявили представитель правопреемников семьи Аветисян.

По словам адвоката Лусине Саакян, расположение комнат и небольшая площадь квартиры, а также то обстоятельство, что выстрелы были сделаны из одного оружия, указывают на то, что велика вероятность того, что стрелявший был один. «На данном этапе, мы не имеем права что-либо однозначно утверждать, но учитывая направление выстрелов и то, что они были сделаны из одного оружия, можно предположить, что стрелял один человек. Это естественно не исключает того, что гипотетически с ним могли быть еще кто-то, однако с учетом небольших размеров дома во время произведения выстрелов, он мог повредить этого человека», - заявила она, подчеркнув, что все сказанное является предположением, основанным на тех данных, которыми располагают представители правопреемников. Она добавила, что до завершения предварительного следствия все имеющимися данные им предоставлены не будут.

В свою очередь, адвокат Мигран Погосян отметил, что в соответствии с данными генетической экспертизы на найденном в гостиной окурке, на обнаруженной военной форме, на рукоятке ножа «Свин», на автомате, а на также на находящейся в оружии пуле обнаружено ДНК Валерия Пермякова. Полученные данные, отметил он, позволяют предполагать, что велика вероятность того, что именно он совершил преступление. «На лезвии штык-ножа обнаружены ДНК Араксии Погосян и Сережи Аветисяна, а на рукоятке - ДНК Пермякова, что позволяет судить о том, что на момент нанесения ударов, нож находится в руке Пермякова», - заявил он.

В свою очередь, Лусине Саакян отметила, что на обнаруженном во дворе дома платке обнаружено ДНК Сережи Аветисяна. Никаких иных генетических данных в доме экспертиза не выявила, сообщает Armenia Today.

По словам адвоката Ерема Саркисяна, о том, что произошло в доме Аветисянов на рассвете 12 января можно будет окончательно судить после получения результатов комплексной экспертизы. Как отметил адвокат, согласно данным баллистической экспертизы практически все выстрелы в доме имели горизонтальное направление, то есть версия о том, что преступник стрелял в спящих людей, в соответствии с этими результатами, не подтверждается. Он подчеркнул, что заключение основано на повреждениях предметов в доме, а не тел убитых. Саркисян отметил, что назначена дополнительная комплексная экспертиза, и после получения заключения можно будет окончательно судить о последовательности событий.

Вместе с тем адвокат Лусине Саакян отметила, что с учетом полученных видеоматериалов с места происшествия в первой комнате – гостиной находилась Аида Авестиян, которая была убита двумя выстрелами. «Она, судя по видеоматериалам, не успела двинуться с места, однако одеяло поднято. Но с учетом того обстоятельства, что до прибытия следователей, в доме побывали врачи и на момент прибытия следователей маленького Сережу уже госпитализировали, не исключено, что одеяло могли скинуть врачи, которые пытались оказать помощь членам семьи Аветисян», - заявила она. В следующей комнате обнаружены тела бабушки и дедушки – Сережи и Асмик Аветисянов. «Асмик Аветисян, пыталась встать с кровати, возможно даже успела встать, ее ноги были свешаны вниз. Судмедэкспертиза также показала, что дедушка пытался оказать сопротивление, помимо огнестрельных ранений на теле старшего Сережи Аветисяна обнаружены повреждения, нанесенные тупым предметом», - заявила она. Во второй спальне на момент совершения преступления находились Армен Аветисян, его супруга Араксия Погосян и двое малышей – Асмик и Сережа. Маленькая Асмик была убита одним проникающим огнестрельным ранением, лежа в своей кроватке. Тело отца – Армена Аветисяна обнаружено на полу у кровати, что может означать, что либо он не успел выйти из комнаты, либо остался, чтобы защитить жену и детей. «Араксия Погосян пыталась своим телом укрыть маленького Сережу, на руке у нее рана, которую она вероятнее всего получила, защищая ребенка от ножа. Все ранения были нанесены при жизни», - отметила Саакян.

Говоря о том, почему никому из членов семьи не удалось спастись, после того, как послышались первые выстрелы, она подчеркнула, что все комнаты в доме расположены на одной стороне друг за другом, сам дом очень маленький Аветисяны, судя по всему, просто не успели что-то предпринять. «По всей видимости, все произошло очень быстро, а противодействие длилось недолго», - считает адвокат. Она также отметила, что каких-либо доказательств, что кто-то из семьи Аветисянов был знаком с Пермяковым, нет.

Представители правопреемников семьи Аветисян также не исключают возможности обращения в Европейский суд по правам человека в связи с делом об убийстве Гюмри.

По словам Лусине Саакян, для обеспечения объективного, полного и всестороннего следствия по делу об убийстве семьи Аветисянов необходимо объединение производств, возбужденных армянской и российской стороной. Она подчеркнула, что большая часть доказательств у армянской стороны, однако не менее важными вещественными доказательствами располагает российская сторона. В частности, в распоряжении российской стороны, одежда, в которой был пойман Пермяков, отметила она, добавив, что следствию необходимо выяснить - была ли взята одежда из дома Аветисянов или нет. Также у российской стороны мобильные телефоны, которые Пермяков взял из дома Аветисянов. Также результаты экспертизы и состоянии Пермякова на момент совершения убийства, которую должна была провести российская сторона, поскольку Пермяков находится у них. Наряду с этим, для обвинения у российской стороны нет достаточных доказательств, заявила она, подчеркнув: «Объединение производств – необходимость».

На вопрос, какие действия намерены предпринять представители правопреемников, если производства не будут объединены, Саакян отметила: «Это нарушение права на жизнь. Мы обратимся в ЕСПЧ, поскольку полного и объективное расследование без объединения производств невозможно».

Утром 12 января в Гюмри выстрелами из автомата были убиты члены одной семьи – Сережа Аветисян (1961 года рождения), Асмик Аветисян (1959), Аида Аветисян (1979), Армен Аветисян (1981), Араксия Погосян (1990), двухлетняя Асмик Аветисян, еще один ребенок – шестимесячный младенец, был госпитализирован в крайне тяжелом состоянии и позже был прооперирован. На месте преступления были обнаружены автомат, гильзы, военная форма со знаками отличия ВС РФ, армейские ботинки. Была установлена принадлежность найденных предметов военнослужащему-срочнику 102-ой российской военной базы Валерию Пермякову, который ранее дезертировал с места несения службы.

19 января шестимесячный Сережа Аветисян, получивший множество ножевых ранений 12 января во время убийства семьи Аветисянов, скончался в больнице Святой Богородицы в Ереване. Несмотря на действия местных и зарубежных врачей, у ребенка развилась легочная, почечная и сердечная недостаточность, ставшие причиной смерти. 21 января в Гюмри прошли похороны Сережи Аветисяна.

В ночь на 13-ое января Пермяков был задержан при попытке пересечения армяно-турецкой границы и препровожден обратно на базу.

Следователи Следственного комитета Армении предъявили Валерию Пермякову обвинение по пункту 1 части 2 статьи 104 (умышленное убийство двух и более человек) Уголовного кодекса Армении. Валерий Пермяков признал предъявленное ему обвинение». Пермяков предъявленное ему обвинение в убийстве семьи Аветисянов признал.

В Гюмри прошли масштабные акции протеста с требованием выдачи подозреваемого армянской стороне, закончившиеся столкновениями с полицией. Российские власти пообещали наказать всех, кто в той или иной степени причастен к убийству, включая начальство базы. Однако часть протестующих считала, что нахождение Пермякова под российской юрисдикцией поможет вышестоящим виновным в случившемся уйти от ответственности. Кроме того, протестующие требовали выдачи Пермякова армянскому правосудию из-за того, что преступление было совершено на армянской территории.

Позже сообщалось, что дело о массовом убийстве в Гюмри может быть рассмотрено в Северо-Кавказском окружном военном суде. Суд над Пермяковым пройдет в открытом режиме в Армении на территории 102-й военной базы в Гюмри.

В начале апреля следствие утяжелило и конкретизировало предъявленное рядовому Пермякову обвинение. В первоначальной редакции военное следствие инкриминировало ему совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105 п. «а» и ч. 2 ст. 338 УК РФ (убийство двух и более лиц, а также дезертирство с вверенным оружием). Теперь к ст. 105 следствие добавило пункт «в» — убийство малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии. Также Валерию Пермякову предъявлено обвинение в незаконном обороте оружия и его хищении (ч. 1 ст. 222 и ч. 3 ст. 226 УК РФ). При этом стоит отметить, что оба пункта ст. 105 подразумевают пожизненное заключение.

Кроме того, в конструкции новой версии обвинения появилась ст. 33 УК РФ (соучастие в преступлении), в соответствии с которой военнослужащий являлся непосредственным исполнителем убийства шести членов семьи Аветисян, включая малолетних детей.