17 января 2008 - 15:45 AMT
В.Осканян: Жестокость, с которой был убит Грант Динк, преследовала определенные политические цели
В связи с годовщиной убийства главного редактора армяно-турецкой газеты “Агос” Гранта Динка министр иностранных дел Армении Вардан Осканян по просьбе редакции "Агоса" написал статью, которая была опубликована на армянском языке в газете "Агос" на английском языке - в газете Today's Zaman, сообщает пресс-служба МИД РА. В статье В.Оканяна, в частности, говорится: “Должен признаться, что в период работы на должности министра иностранных дел я два раза испытал глубокое потрясение: первый раз в 1999 году, когда стабильность Армении была подвергнута опасности со стороны террористов, и второй – в прошлом году, когда получил известие об убийстве Гранта Динка.

Убийство Гранта стало ударом по усилиям, направленным на строительство турецкого государства, основанного на демократии. Целью убийц было его представление о такой Турции, которая не ограничивает свободу слова, приветствует открытые обсуждения и расценивает как равных принадлежащих к национальным меньшинствам граждан своей страны.

Мы с тоской вспоминаем Гранта. Он несколько раз в год посещал Армению. В сентябре 2006 года его обращение к участникам форума Армения-Диаспора содержало послание, в котором он выразил желание, чтобы Армения и Турция, как члены европейской семьи, нормализовали отношения, чтобы даже недоброжелатели в Турции начали искать пути для начала диалога. Это было приятно слышать, так как совпадало с нашими желаниями.

Он также выступил на “Международной конференции, посвященной 90-летию Геноцида армян” в апреле 2005 года. Все с уважением внимали его эмоциональному и логичному призыву начать диалог для отделения сегодняшней Турции от совершивших тяжелое преступление около 100 лет назад. Он вспомнил, как объяснял турецким властям, что армяне ищут свои корни, те самые корни, которые вырубила Османская империя, когда попыталась полностью уничтожить целый народ и лишить его своего дома, культуры и традиций.

Каждый раз, когда он приезжал в Ереван, мы находили несколько минут для беседы. Очень важно было для меня услышать от него о царящих в Турции настроениях. Грант был именно тем человеком, которого можно было спрашивать об этом, так как он не был просто живущим в Турции армянином. Он гордился своей двойной – армянской и турецкой идентичностью, и сердился и был оскорблен, когда за попытки найти точки соприкосновения между этими сущностями его обвиняли в “оскорблении турецкого самосознания”.

Когда ему впервые предъявили обвинение за “оскорбление турецкой идентичности” по 301-ой статье, я спросил, будет ли польза от моего письма или публичного выступления. Он с уверенностью ответил: “Я выражаю свою благодарность и признательность, но не волнуйтесь, я справлюсь сам. С Божьей помощью, я должен довести свою борьбу до конца”.

Потом он с удивлением отмечал, что “с одной стороны они призывают к диалогу с Арменией и армянами, а с другой осуждают или пытаются нейтрализовать своих же граждан, которые работают для установления диалога”.

Грант Динк был искренним и смелым, но не наивным. Тем не менее, он не мог предвидеть подобной “нейтрализации”. Его заставили замолчать. Более того, некоторые увидели в его убийстве открытое послание о том, что опасность, которая им грозит, намного серьезнее просто юридического осуждения.

Данное послание стало одним из тех “приобретений”, которые это убийство принесло тем, кто внес определенный вклад в формирование радикальной националистической атмосферы, которая придает своеобразный оттенок внутренней и внешней политике Турции. Считаю, что жестокость, с которой был убит Грант, безнаказанность и насилие служат определенным политическим целям. Во-первых, уменьшить заинтересованность Европы в Турции, чего и добиваются некоторые представители политических кругов страны. Во-вторых, запугать армян и представителей других нацменьшинств Турции с тем, чтобы они не добивались защиты своих гражданских прав и прав человека. В-третьих, запугать тех дерзких турок, которые начинают изучать эти трудные и щепетильные вопросы.

В Армении мы более 10 лет заявляли, что, хотя именно мы являемся жертвами исторической несправедливости и именно мы находимся по эту сторону закрытой со сторону Турции границы, мы в любое время готовы к диалогу с нашим соседом по любому вопросу до тех пор, пока между нами не будут установлены нормальные отношения, пока последняя в Европе закрытая граница не будет открыта. Мы готовы к этому.

Год назад нас взволновал всплеск сочувствия у всех слоев населения Турции, особенно у тех, кто был в ужасе от преступления, совершенного юношей, и кто рассматривал это как проявление ненависти и вражды у следующего, молодого поколения.

Семья Гранта Динка, его коллеги, его друзья в Армении и Турции найдут небольшое утешение, зная, что сегодня и завтра, я уверен в этом, Гранта будут помнить и армяне, которые разделяют его представления о взаимопонимании и гармонии между народами, и турки, которые разделяют его мечту о жизни в мире со своими соседями и со своим прошлым”.