3 октября 2011 - 11:39 AMT
МНЕНИЕ
ФОТОСЕТ
Цугцванг Левона Тер-Петросяна

На митинге 30 сентября лидер Армянского национального конгресса (АНК) Левон Тер-Петросян объявил о начале Конгрессом круглосуточных митингов и сидячей забастовки на Площади Свободы – шагов, которых большинство сторонников АНК требовали предпринять еще весной. Тогда Тер-Петросян, исходя из известных, наверное, только ему причин, не дал ход радикальным настроениям митингующих, согласился на процесс политического диалога с властями, результатом чего стало разочарование определенной массы сторонников АНК, а некоторые видные деятели АНК и, в частности, ее движущей силы – Армянского общенационального движения (АОД), даже вышли из рядов АНК и АОД, образовав новую партию “Свободные демократы”.

Чем же объяснить этот шаг АНК и ее лидера?! Почему во время весенних митингов, когда АНК собирал десятки тысяч людей, не был сделан этот шаг, а сделан был лишь тогда, когда на площадь начали приходить всего несколько тысяч протестующих. То, что сразу же после спонтанного “народного решения”, на Площади Свободы, по принципу “рояля в кустах”, оказались палатки, свидетельствует о том, что этот шаг был обдуман в АНК заранее. Хотя надо отметить, что представители Конгресса всячески открещивались от этого, заявляя, что в течение последнего года на любой митинг эти палатки доставлялись и держались наготове. Решение о начале радикальных действий можно объяснить лишь той безвыходной ситуацией, в которой оказался Конгресс во главе со своим лидером. Пойдя в конце весны на диалог с властями, и сбив волну народного протеста, Левон Тер-Петросян пошел на осознанный риск в своей борьбе с действующими властями, и, как показали в дальнейшем события, просчитался. Неизвестно, что было обещано властями или Западом Тер-Петросяну перед началом переговоров, или на что он рассчитывал, идя на них, однако любящий сравнивать политическую борьбу с партией в шахматы Тер-Петросян попал в ловушку президента Саргсяна, который словно по иронии, по совместительству является и президентом шахматной Федерации Армении. Потеряв свое главное средство давления на власти – многотысячные митинги, АНК потерял вследствие этого и поддержку Запада, которого в условиях спокойной внутриполитической ситуации в стране полностью удовлетворяет и действующий президент. К тому же подходы Саргсяна и Тер-Петросяна к решению самых важных для Запада проблем в регионе – урегулированию карабахской проблемы и нормализации армяно-турецких отношений, довольно схожи.

Свою лепту в сложившуюся ситуацию внес и арест молодежных активистов АНК в начале августа, когда своими резкими заявлениями и приостановлением из-за этого инцидента диалога с властями, Конгресс сам себе ограничил возможности для маневра. Вновь возобновилась радикальная риторика, и лидеры Конгресса, понимая, что в сложившейся ситуации любое, не то чтобы отступление, но даже и компромиссное решение будет расценено общественностью, да и своими собственными сторонниками, как признак слабости, вынужденно все сильнее раскручивали маховик конфронтации с властями. И это при том, что потенциала для этой самой конфронтации у АНК сейчас нет.

Так что Тер-Петросян сейчас оказался как бы в ситуации цугцванга. С одной стороны пассивность АНК, отказ от жесткой конфронтации с властями ведет к разочарованию протестной массы в АНК, а с другой – сил и потенциала для реальной конфронтации с властями у Конгресса сейчас нет. Несколькими тысячами митингующих на площади Свободы не то чтобы революцию не сделать, но даже власти нельзя испугать. А ведь к этому цугцвангу добавляется и цейтнот от приближения очередных выборов, с которыми примирились и к которым готовятся все основные политические силы Армении, кроме АНК, основным требованием которого является проведение внеочередных президентских и парламентских выборов.

Вот и решил, наверное, Левон Тер-Петросян, как Владимир Ильич в 17-м, что “вчера было рано, завтра будет уже поздно”. При этом в отличие от вождя мирового пролетариата Тер-Петросян – известный сторонник осторожности и любитель полушагов, оставляет себе место для маневра, и выдвигая к властям требования из 8 пунктов, заявляет, что «Мы не максималисты и никогда ими не были», и что в АНК готовы серьезно отнестись к любому предложенному властями разумному компромиссу.

Айк Халатян / PanARMENIAN News
ФОТОСЕТ