4 апреля 2005 - 05:00 AMT
СТАТЬЯ
Паромное сообщение Кавказ-Поти — первый шаг к прорыву блокады
Железнодорожное сообщение Армении с Россией возобновлено, но оно решает лишь часть проблем.
Из российского порта Кавказ в грузинский порт Поти паромом доставлена первая партия грузов для Армении. Состав с 18 вагонами зерна, по видимому, дойдет до Еревана уже во вторник. Паромная переправа позволила возобновить железнодорожное сообщение между Арменией и Россией, прерванное 14 лет назад. Напомним, что переправа между Кавказом и Поти была задействована 25-го марта. Первый груз был предназначен Грузии.
Можно сказать, что железнодорожную блокаду Армении удалось прорвать. Но при этом необходимо внести важную оговорку. Действительно, благодаря новой коммуникации груженные вагоны всего за двое суток будут поступать из России в Армению. Это на 15-25 процентов сократит себестоимость транспортировки. Причем транспортные расходы будут примерно теми же, что были бы если бы был задействован абхазский участок железной дороги. Но есть одна проблема. Связана она с объемами, которые в состоянии «переварить» порт Кавказ. Дело в том, что согласно грузино-российскому соглашению объемы транспортировки будут для начала более, чем скромными. В неделю будет переправляться всего лишь два парома. Причем, приоритетными, конечно же, будут грузы для Грузии. То есть, мы в самом лучшем сможем рассчитывать на один рейс в неделю. За один раз паром может перевезти максимум 25, а в среднем 18 вагонов. Было бы наивным полагать, что 70-80 вагонов в месяц способны обеспечить весь объем товарооборота между Арменией и Россией.

По оценкам экспертов, максимальный грузооборот паромной переправы Кавказ-Поти может составить 500 тысяч тонн в год. Но пристань порта Кавказ не способна принимать большие паромы. Технические возможности порта позволяют обслуживать паромы с максимальной длиной в 130 метров, шириной в 14 метров и осадкой в 5 метров. Между тем паромы, перевозящие тяжелые железнодорожные составы имеют осадку в 9 метров. Это значит, что в порте Кавказ неизбежно скопление «очереди». Уже сейчас в Кавказе ждут следующего рейса 11 вагонов с грузом, предназначенным для Армении. Спрос на услугу паромщиков чем дальше, тем больше будет превышать возможности. Потому, паромную переправу нельзя считать панацеей.

В свое время рассматривался вопрос о строительстве в порте Кавказ новой пристани, способной принимать большегрузные паромы. Разговор был о создании армяно-российского совместного предприятия. Ереван и Москва договорились создать консорциум с равной долей учредителей. Было рассчитано, что для реализации проекта потребуется 5 миллионов долларов. Часть своей доли правительство Армении собиралось предусмотреть в государственном бюджете на 2000-й год. Остальную часть обещали вложить армянские бизнесмены. Но в последствии выяснилось, что реальная стоимость проекта вовсе не пять миллионов, а больше ста. Начались поиски новых доноров. Проектом заинтересовалась испанская банковская группа «Santader», выразившая готовность инвестировать в создание паромной переправы 120 миллионов евро. Но дело так и не пошло. В прошлом году Россия и Грузия решили довольствоваться тем, что есть. 10 января было подписано соответствующее соглашение.

Сейчас Армения пользуется российскими паромами. Но в свое время рассматривался вопрос о приобретении двух паромов. Переговоры об их покупке были проведены переговоры с болгарами и с россиянами. Кредит в размере 3 миллионов долларов обещал предоставить Черноморский банк торговли. Быть может сейчас стоит вспомнить о достигнутых некогда предварительных договоренностях. Ведь деньги, вложенные в приобретение использованного парома окупятся в течение 3-4 лет, а дальше судно будет работать с прибылью. Что же касается возможности аренды потийского порта, то разговор на эту тему, судя по всему, уже в прошлом. Грузинские власти без удовольствия говорят на эту тему.

Как бы то ни было, очевидно, что задействование паромного сообщения несомненно поможет облегчить тяготы осуществляемой Азербайджаном и Турцией транспортной блокады. Есть определенные основания для надежд на то, что следующим шагом станет задействование абхазского участка железной дороги, после чего еще более актуальным станет вопрос о разблокировании участка Карс-Ахалкалаки.

Артем ЕРКАНЯН