17 февраля 2007 - 16:29 AMT
СТАТЬЯ
Арабское направление может стать для Армении весьма привлекательным
Армения – единственная христианская страна, получившая статус наблюдателя в ЛАГ, куда, как известно, имеют доступ не все арабские или мусульманские страны.
Не имеющая сильной и четкой поддержки со стороны США как стратегического партнера, не обладающая нефтяными запасами, подобно Азербайджану и, наконец, не имеющая выхода к Черному морю, подобно Грузии, Армения в своей внешней политике, тем не менее, четко придерживается основных направлений.
Приоритетными из них являются мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта и международное признание Геноцида армян 1915 года, что в свою очередь может создать предпосылки для открытия армяно-турецкой границы. Эти два направления очень связаны, но есть еще и третье, которое может стать для Армении весьма привлекательным. Это арабское направление, точнее отношения с Лигой Арабских государств (ЛАГ). Армения – единственная христианская страна, получившая статус наблюдателя в ЛАГ, куда, как известно, имеют доступ не все арабские или мусульманские страны. История отношений началась во время 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, когда министр иностранных дел Армении Вардан Осканян встретился в Нью-Йорке с Генеральным секретарем ЛАГ Амром Мусой. Тогда и была достигнута договоренность о подписании в Ереване или Каире, где находится штаб-квартира ЛАГ, меморандума о взаимопонимании по вопросу участия Армении в работе этой организации в статусе приглашенной страны. По мнению арабиста Сурена Манукяна, внешняя политика Армении проарабская и это правильно. «У ЛАГ очень проблематичные отношения с Турцией, которые мы можем повернуть себе на благо. Правда, есть курдский фактор, который очень влияет на отношения между Арменией и арабскими странами, в частности с Сирией. Ухудшение отношений между двумя странами произошло именно из-за курдов, которых в Сирии много. И именно по той причине отношения между Турцией и Сирией сейчас на подъеме. Турецкий фактор в Сирии очень велик опять в силу курдской проблемы», - считает Манукян.

В пользу арабского направления говорит и пока еще многочисленная армянская диаспора Ближнего Востока, которая живет в довольно сложных условиях. Правда, с религиозной точки зрения отношение к ним толерантное, но кто может поручиться за их безопасность в случае возобновления хотя бы войны в Ливане. Правда, тут уже Армения ничего не может сделать, кроме как дать беженцам пристанище, что и было сделано во время последней войны Израиля с «Хезболлах». Участие Армении в работе ЛАГ может стать противовесом для Азербайджана, довольно активно работающего в Организации Исламской конференции (ОИК). Эти две организации находятся, как уже упоминалось, в довольно напряженных отношениях друг с другом из-за Турции, которая хочет выжать максимум из затянувшегося процесса вступления в ЕС. Реджеп Эрдоган делает все для утверждения главенствующей роли Турции в исламском мире. А исламский мир – это, прежде всего, арабский мир, и это те страны, которые получили независимость в результате распада Османской империи. Вряд ли Ирак, Египет или Саудовская Аравия захотят вновь подчиняться Стамбулу. Или, если угодно, Анкаре. Именно в этом корень разногласий и возможности для Армении занять прочные позиции на Ближнем Востоке.

Напомним, что Соглашение о создании ЛАГ подписали 22 марта 1945 в Каире 7 стран: Египет, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Трансиордания (ныне - Иордания) и Йемен. Позже к ЛАГ присоединились Ливия, Судан, Марокко и Тунис, Кувейт, Алжир, Йемен, Бахрейн, Катар, Оман и Объединенные Арабские Эмираты, Мавритания, Сомали, Джибути, Коморские Острова. В 1976 в ЛАГ была принята Организация освобождения Палестины (ООП), с 1988 года представляющая в Лиге Государство Палестина.