22 мая 2007 - 18:52 AMT
СТАТЬЯ
Глава МИД России ничего нового в Баку не сказал, повторил сказанное в Ереване
Стороны, как говорится, остались при своем: Баку вроде решил больше не посылать нот, Россия обещала посодействовать, чтобы Азербайджан не обошли в вопросе энергоносителей.
Ничего нового во время визита министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Баку сказано не было. Фактически он повторил то же самое, что и за несколько недель до того в Ереване. «Принципиальная позиция России по Карабаху остается неизменной, главная ответственность за окончательный выбор формулы урегулирования лежит на самих азербайджанцах и армянах, Москва, в случае достижения компромиссной договоренности, готова выступить гарантом урегулирования», - все это говорилось не раз и будет, наверное, говориться еще.
И дело не в личности Лаврова, а в принципах дипломатии. Правда, визит в Баку был несколько «омрачен» тремя нотами МИД Азербайджана в адрес российских телеканалов и Российской энциклопедии, однако все прошло гладко.
Для Азербайджана, равно как и для Армении, Россия остается одним из ключевых посредников в карабахском процессе. «В любом конфликте, зачастую, занимаются перемалыванием истории, что, к сожалению, часто происходит и с итогами Второй Мировой Войны. Необходимо добиться того, чтобы любой конфликт шел к мирному урегулированию», - заявил в Баку министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. По его словам результаты, достигнутые Минской группой ОБСЕ, надо поддерживать. «Россия вступает за решение проблемы в рамках Минской группы ОБСЕ. Москва хочет, чтобы разрешение нагорно-карабахского конфликта было справедливым и приемлемым для всех сторон», - подчеркнул на итоговой пресс-конференции в Баку Лавров.
Но, конечно, в Баку Сергей Лавров говорил не только о проблеме Нагорного Карабаха. В первую очередь речь на встречах шла об энергетическом сотрудничестве. За неделю до визита главы МИД РФ президент Азербайджана участвовал на энергетическом саммите в Кракове. Вместе с президентами Украины, Грузии и Польши Ильхам Алиев обсуждал варианты реализации идеи экс-президента Украины Леонида Кучмы о продолжении нефтепровода Одесса-Броды до Гданьска. Роль Азербайджана в этом проекте, правда, весьма ограничена. Новый нефтепровод нужен для транспортировки, прежде всего, казахстанской нефти. Азербайджан же должен выступить в первую очередь в роли страны-транзитера, так как собственной свободной нефти у страны уже практически нет. Правда, краковский саммит, по большому счету, закончился ничем, так как на встречу не приехал главный потенциальный поставщик альтернативного "черного золота" для Украины и, возможно, прибалтийских стран. В это время Нурсултан Назарбаев предпочел встретиться с Владимиром Путиным.
Судя по комментариям в азербайджанской прессе, визит главы МИД РФ прошел нормально. Стороны, как говорится, остались при своем: Баку вроде решил больше не посылать нот, Россия обещала посодействовать, чтобы Азербайджан не обошли в вопросе энергоносителей. По мнению политолога Расим Мусабеков, и Россия, и Азербайджан заинтересованы в восходящем развитии политических и экономических отношений. «Но, к сожалению, не всегда в политике объективные моменты совпадают с субъективными», - считает он.
Но в отношениях Азербайджана и России есть еще и вопрос раздела Каспия, отношения с Ираном и США. Естественно, что кроме Армении, РФ хочет удержать в сфере своего влияния и Азербайджан, который в последнее время пытается угрожать и шантажировать мировое сообщество силовым решением карабахской проблемы. Естественно, что заявления Ильхама Алиева имеют чисто пропагандистскую, подкрепленную нефтедолларами основу, однако для Москвы лучше держать все события в регионе под наблюдением. Именно из-за этого может Россия так настаивает на вето в ООН по вопросу Косово, ибо знает, что «эффект домино» на Кавказе сработает очень быстро. А ведь кроме Карабаха и Абхазии есть и Чечня, которая тоже хочет независимости по примеру Косово. В этом вопросе Баку и Москва едины. К сожалению.
Тем не менее, Расим Мусабеков считает, что, несмотря на то, что в последние годы возникали трудности и недопонимание между двумя странами, стороны не скатывались до риторических высказываний в адрес друг друга, пытались прагматически находить точки соприкосновения интересов и обеспечивать, если не всегда динамичное, но развитие. «По крайней мере, не допускали спада этих отношений в худшую сторону, и я думаю, что после визита Лаврова будет также», - подчеркнул политолог.