7 июня 2008 - 19:47 AMT
СТАТЬЯ
Грузия идет по стопам Азербайджана в присвоении культурного наследия
Не успеха утихнуть история с «огрузиниванием» тбилисской церкви «Св.Норашен», как Тбилиси решил присвоить армянский храм в Турции.
Грузинское правительство, похоже, всерьез взялось за присвоение чужого культурного наследия. Не успела утихнуть история с «огрузиниванием» тбилисской церкви «Св.Норашен», как Тбилиси решил присвоить армянский храм в Турции. Грузия ищет средства для восстановления исторического монастыря на востоке Турции. Об этом заявил официальный представитель провинции Эрзерум, где находится комплекс. Монастырский комплекс Ошкванк в местечке Чамлыямач построен между 963-973 гг. и посвящен св. Иоанну Крестителю.
Он включает в себя церковь, трапезную и помещение для переписки рукописей. Церковь является одной из самых больших крестово-купольных храмов в регионе и сохраняла свое значение до конца 15-го века. В 1985 году министерство культуры Турции включило комплекс в список национального наследия страны.

Логика правительства Михаила Саакашвили вполне понятна – в Тбилиси еще живут армяне, в Эрзруме их нет и, значит, особого шума поднимать никто не будет. Тем более, что на одном из орнаментов есть надписи на асомтаврули (древнегрузинском). По мнению ряда историков, на территории Западной Армении в указываемый период не было грузинских церквей, а монастырский комплекс Ошкванк принадлежал армянам-халкидонитам. Но все-таки армянам, а не грузинам, как это пытается сделать официальный Тбилиси. Турция же заинтересована в изменении принадлежности того или иного храма, особенно когда это касается армянских церквей. До 1915 года на территории Османской империи было более 6000 храмов и монастырей, причем эта цифра очень приблизительная, на самом деле речь может идти о примерно 10 тысячах храмов. Большая часть из них, вернее то, что осталось, находится на территории шести вилайетов, армянское население которых было полностью вырезано.

Как недавно выяснилось, в резне армян и греков принимали участие и грузинские муджахиры из Аджарии. По словам турецкого профессора Озела, на этот шаг они пошли из стремления выслужиться перед османскими властями. Фактически, антиармянская политика Грузии началась не сейчас и даже не в 18-м веке. Можно сказать, что она была всегда, просто тогда у армян не было собственного государства и потому все делалось на, так сказать, бытовом уровне. Объяснить такое поведение в отношении армян довольно трудно, но можно предположить, что грузины просто не могут смириться с тем, что именно армянам они обязаны процветанием Тбилиси. Ни в коей мере не умаляя достоинство грузинской нации, заметим, что создавать себе историю за счет чужих наций не очень красиво. В данном вопросе Грузия идет по стопам Азербайджана, что само по себе уже плохо.

История с храмом в Эрзеруме имеет значение еще и потому, что во время армянских погромов в Османской империи население этого города бежало в Грузию, а точнее, в Джавахк. Армянское население Ахалцихе в большинстве своем – выходцы из Эрзерума и если вдруг завтра их объявят грузинами – особо удивляться не стоит. Будет выстроена очень стройная версия: армяне, которые на самом деле грузины, построили храмы, потом бежали в Грузию, а храмы остались. Правда, есть надежда, что до этого дело не дойдет.

В настоящее время Эрзерум является одним из исламских центров Турецкой Республики, где ничто не говорит о народе, некогда населявшем эти земли. На территории провинции сохранилось около 10 армянских храмов, самый главные из которых – Сурб Аствацацин и Кызыл-ванк, которые лежат в руинах. То же самое положение и в Карсе, Ване и других провинциях. Реставрировав церковь Св.Креста на Ахтамаре, турецкое правительство считает, что проявило «добрую волю» в отношении армян. Скорее всего, храм так и простоял бы, разрушаясь, не будь его в списке ЮНЕСКО. Кладбищу в Старой Джуге просто было суждено исчезнуть, равно как исчезли многочисленные материальные свидетельства автохтонности армян в Малой Азии.