4 ноября 2008 - 20:06 AMT
СТАТЬЯ
Урегулирование карабахского конфликта, кажется, сдвинулось с мертвой точки
Подписание декларации ускорила «пятидневная» война Грузии с Южной Осетией. Россия, несмотря на горячее желание Грузии, да и Азербайджана, показала, что не собирается уходить из региона.
Подписанная в Москве президентами Армении, Азербайджана и России декларация о политическом урегулировании нагорно-карабахского конфликта вновь возбудила интерес к казалось бы «замороженному» надолго конфликту. Фактически мы стали свидетелями подтверждения того, о чем не раз говорилось – проблема Нагорного Карабаха должна быть урегулирована на основе принципов и норм международного права.
По большому счету, ничего нового сказано не было, несмотря на многочисленные комментарии, как с армянской, так и с азербайджанской стороны. Несмотря на попытки официального Баку все повернуть в выгодную для себя сторону, объявив принцип права территориальной целостности более высоким, чем право наций на самоопределение, в декларации такого разделения нет. Азербайджан настаивает на приоритетности территориальной целостности, Армения на праве наций на самоопределения. Иными словами, Азербайджан намерен вернуть “оккупированные” земли, Армения же хочет независимости Карабаха.

В данном случае нелишне напомнить тому же пресс-секретарю МИД Азербайджана Хазару Ибрагиму, что в 1999 году была принята Стамбульская хартия, в которой все 10 принципов Хельсинского заключительного акта равноценны и, что немаловажно, под хартией стоит и подпись Азербайджана. Не знать об этом Хазар Ибрагим не может и если это так, то он выступает против своего президента....

Но оставим в стороне подобные мелочи. Для Армении, да и для Азербайджана одним из основных положений документа является то, что даже несмотря на отсутствие НКР в переговорном процессе Минская группа ОБСЕ остается посредником в переговорах. Дело не в том, что она плоха или хороша, просто пока другого наработанного механизма нет. Именно МГ ОБСЕ удалось не допустить перевода конфликта в «горячую» фазу.

Подписание декларации ускорила «пятидневная» война Грузии с Южной Осетией. Россия, несмотря на горячее желание Грузии, да и Азербайджана показала, что не собирается уходить из региона. Более того, развязывание войны опасно именно для того, кто ее начинает, и Ильхам Алиев это прекрасно понял. Естественно, начни он войну против Нагорного Карабаха, Россия бы не вмешалась, да это не нужно. Армия обороны НКР сама справляется с охраной своих границ и в Баку об этом прекрасно знают. Во время одной из недавних армяно-азербайджанских встреч представители Азербайджана в очередной раз начали перечислять количество военной техники, объемы экспорта нефти и газа и тому подобное. На что члены армянской делегации заметили, что желают Азербайджану благополучия и процветания, только почему-то в богатой нефтью и газом стране большинство населения живет за чертой бедности, а несчастные беженцы вот уже около 20 лет ютятся в палаточных лагерях, создавая образ Азербайджана-мученика...

Однако вернемся к декларации. В пункте 5 сказано: стороны считают важным поощрять создание условий для реализации мер по укреплению доверия в контексте усилий по урегулированию. Это, наверное, будет самым трудным, ибо антиармянскую истерию в Азербайджане, подогреваемую и открыто провоцируемую властями преодолеть можно только спустя поколение и то при условии, если она сейчас прекратится. Правда, у этой истерии есть свои причины: Азербайджан – полиэтническое государство и образ «общего внешнего врага» пока помогает властям удерживать целостность страны. Так что когда в Баку говорят о территориальной целостности страны, они прекрасно отдают себе отчет в том, что независимым будет не только Нагорный Карабах. Ее потребуют талыши, лезгины, удины. Все они компактно живут на своей земле и вошли в состав Азербайджана по воле Сталина и Нариманова.

Но как бы то ни было, урегулирование карабахского конфликта, кажется, сдвинулось с мертвой точки. Правда, некоторое опасение вызывает желание Турции и Ирана принять участие в процессе, поскольку обе эти страны крайне заинтересованы как в Азербайджане, так и в Армении, но скорее всего МГ ОБСЕ не захочет привлечения новых игроков. В любом случае, на Южном Кавказе складывается очень интересная ситуация, после которой регион окончательно может измениться как по границам, так и по числу стран.

Карине Тер-Саакян