Всеармянское турне президента Армении, похоже, подняло значимость Диаспоры на новый уровень. Вспомним, что все попытки привлечь семь или восемь миллионов армян, рассеянных по всему свету к решению проблем в самой Армении почти всегда заканчивались ничем. Доказательство тому – три форума Армения-Диаспора, окончившимися пустопорожними разговорами и ни к чему не обязывающими заявлениями. Тогда и пошло бытовать в Диаспоре расхожее мнение о том, что для Армении Спюрк – «дойная корова», которая из патриотизма может выделить финансовые средства. И никто не думал о том, что Диаспора может реально влиять на внешнюю политику Армении, причем не только Армении, но и тех государств, где она сильна и сплоченна. Речь идет в первую очередь о США, Ливане, Франции и в некоторой степени России. Российская диаспора менее организована вследствие отсутствия традиций и больших расстояний, несмотря на большое число диаспорских организаций. Она также сравнительно молода и ее представители не отягощены грузом предков, переживших Геноцид армян. Но и в России армянская община может влиять на принятие тех или иных решений, так или иначе нужных Армении.
Насколько важен голос Диаспоры, стало ясно в свете последних событий, связанных с нормализацией армяно-турецких отношений. Большая часть ее однозначно выступает против подписания каких бы то ни было документов с Турцией. При этом важно учесть то, что наиболее политически зрелая часть Диаспоры – это партия Дашнакцутюн, у которой есть очень много сторонников во всех странах рассеяния. Более того, у нее есть рычаги воздействия на правительства разных стран в виде армянского лобби, которое, что бы ни говорили, довольно мощная организация. Особенно в деле отстаивания истинно армянских интересов, в которых первым пунктом идет вопрос признания Геноцида армян. К слову сказать, именно благодаря этому вопросу, армянские организации США добиваются довольно-таки большой помощи Армении со стороны правительства Соединенных Штатов. Более того, именно Диаспоре Армения обязана и тесными армяно-французскими связями. Да и многим другим. И при таком раскладе пренебрегать мнением Диаспоры по армяно-турецким Протоколам просто невозможно.
Так или иначе, армянская Диаспора становится важнейшим политическим фактором не только для Армении, но и мира. Ведь неспроста президент Турции Абдулла Гюль постоянно в последнее время говорит, что Еревану, мол, нужно избавляться от «мнений, навязываемых Диаспорой, которая мешает нормализации армяно-турецких отношений». Кстати, эта турецкая точка зрения далеко не нова и постоянно озвучивается, как только возникает опасность для Анкары. Турция боится Диаспору и это вполне понятно. Странно то, что неужели турецкое руководство настолько наивно, что могло предположить, что Протоколы будут подписаны без совета с Диаспорой. Или же Анкара настолько уверовала в возможность прямого давления на президента Армении, что исключила подобную возможность. В подобного рода наивность верится с трудом, хотя может оказаться так, что Турция будет похожа на ту хитрую лису, которая угодила всеми лапами в капкан…