В этом плане сходство палестино-израильского и карабахского конфликтов намного сильнее, чем кажется. Во-первых, 4 миллиона евреев успешно вот уже на протяжении 60 с лишним лет противостоят полумиллиардному арабскому миру. То есть то же самое, что и в Нагорном Карабахе: 140 тысяч армян против восьмимиллионного Азербайджана. Но это не все – противостояние это проходит с успехом меньшинства, хотя должно было быть наоборот. Наверное, все дело в том, что армяне и евреи – государствообразующие нации и, обретя, наконец, независимость, будут ее защищать до последнего.
Кстати, на вопрос о том, почему палестинцы не создали государство в 1947 году согласно резолюции ООН, а начали войну против Израиля, вразумительного ответа так и не пришлось дождаться. Сразу начались туманные рассуждения о том, что палестинцы хотели не такой резолюции, евреи начали активно заселять и осваивать арабские земли и тому подобное.
То, что именно Египет стал инициатором и проводником мирных переговоров с Израилем, не случайно. Таким образом, он стал на некоторое время страной, с которой надо считаться, и в первую очередь это поняли США, которые именно в Каире видят своего союзника. И это несмотря на то, что египетская оппозиция настроена очень антиамерикански. Тем не менее, надо признать, что и Кемп-Дэвидское соглашение и последующие шаги администрации США каким-то образом поддерживают мир в регионе. Небольшие военные операции, понятное дело, не в счет. Даже «Литой свинец» не получил бы такого большого резонанса, не вмешайся Турция, а вслед за ней и другие арабские страны.
Вместе с тем, как мы уже писали, арабский мир – довольно разобщен и корни этой разобщенности – в племенной вражде, которая длится тысячелетия и не дает созреть национальной идее. Как оказалось, ислам тоже не стал связующим звеном. А евреи, равно как и армяне, едины в достижении конечных результатов.
Кроме всего прочего, арабы еще и довольно инертны. Возможно, это воздействие пустыни, в которой человек приучается к долгому ожиданию воды, оазиса, пищи. Наверное, именно поэтому и выборы в Египте проходят на редкость спокойно – вот уже несколько десятилетий страной правит Национально-демократическая партия во главе с президентом. И, кстати, по Конституции, разрешены все партии, кроме тех, которые исповедуют исламский фундаментализм. Нет и партий радикального толка. Наверное, именно поэтому Египет и может стать действительно ведущей страной всего Большого Ближнего Востока.