26 марта 2009 - 17:54 AMT
ИНТЕРВЬЮ
Гагик Еганян:
Возвращение мигрантов: от желанной цели до проблемы
Вопрос миграции был и есть одной из серьезных проблем стран постсоветского пространства, в том числе и Армении. В сложившихся сегодня условиях глобального финансово-экономического кризиса, одна из основных задача правительства Армении – отреагировать вовремя и выбрать те приоритетные направления в политике миграции, которые наиболее полно смогут решить возникшие проблемы. Своим видением решения этих проблем с PanARMENIAN.Net поделился начальник Агентства по миграции Министерства территориального управления Армении Гагик Еганян.
Каковы основные направления государственной политики в сфере миграции?
Во-первых, сфера миграции включает очень много направлений. Само определение «миграция» имеет очень широкий диапазон. Миграция – это и пересечение границ, и получение визы, и вид на жительство тоже входит в понятие миграция, натурализация иностранцев, трудовая миграция. По всем этим перечисленным направлениям разработана политика, которая непосредственно или косвенно влияет на политику остальных направлений. Постановлением правительства от 2004 года определены основные направления государственной политики в сфере миграции и выделены 10 приоритетных направлений, при выборе которых правительство исходило не из широкого или узкого понимания миграции, а учитывался опыт развитых стран: начиная от контролирования границы завершая работой с лицами, просящими убежище. Для каждого из этих направлений сформулированы цели и представлены механизмы реализации этих целей в политике миграции нашего государства. Приоритетные направления в свою очередь меняются в зависимости от сложившейся ситуации внутри страны и за ее пределами.

Какие приоритетные направления в миграционной политике государства выделены на данный момент?
Если в 2004 году не стоял вопрос возвращения наших соотечественников, то сейчас он стоит в повестке дня. Два года тому назад уже был четко виден поток мигрантов, которые выехали из Армении в начале 90-х г.г., поскольку ситуация в Армении улучшалась, и многие выехавшие думали о возвращении на родину. Однако, лишь малая часть из них реализовала свое желание. Тогда приоритетным направлением в миграционной политики было создание механизмов стимулирования для людей, желающих вернуться. С этой целью была разработана политика содействия правительства по вопросам возвращения граждан. Были разработаны программы, которые предназначались для людей, находящихся за рубежом. В рамках этих программ по запросам желающих предоставляется полная информация об Армении по любым вопросам, что и стимулирует процесс возвращения на родину. Процесс внедрения этих программ начался с прошлого года. В частности, был запущен сайт www.backtoarmenia.com программы Back to Armenia. Сайт очень востребован, уже поступило много положительных отзывов пользователей. Система дает возможность всем пользователям направлять волнующие их вопросы, на которые будут даны компетентные ответы.

Какое влияние окажет на миграционную политику мировой кризис?
За последние 2-3 месяца резко изменились приоритеты в миграционной политике, поскольку сейчас будет идти спонтанный процесс возвращения наших граждан. Что делать в этой быстроизменяющейся среде? Мое видение по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса состоит в создании механизмов, которые смягчат ожидаемое социальное напряжение. Этот вопрос стоит очень остро: помимо граждан, которые находятся за границей, часть работников, которые должны были выехать, уже не выедут. То есть, из 60 000 человек где-то 30-40 тыс. человек останется в стране – это дополнительная нагрузка на наш рынок труда. По оценкам нашего Агентства, число долгосрочных мигрантов (выехавшие и интегрировавшие в какой-либо стране) составляет порядка 700 000 тысяч, и это только в России. Многие из них находятся там 2-3 года, а часть (порядка 30%) – уже 10-15 лет, имеют свои дома и полностью интегрировались в общество этой страны. Для оставшихся 400 – 450 тыс. людей есть вероятность возвращения. Для полностью интегрированных 30% также нельзя подобную возможность исключить, однако у них есть свой дом, своя крыша над головой и здесь вероятность возвращения мала. Что же касается остальных, то при отсутствии стабильного заработка они не смогут платить за аренду жилья и пропитание. По самому оптимистичному сценарию, можно предположить, что часть из них - 50-55% в новых изменяющихся условиях найдет новую работу, а остальные 40-45%, порядка 200 000 останется без работы. Безработица в России резко возросла и здесь необходимо учитывать и тот факт, что правительство России предъявляет требования к работодателям принимать на работу в первую очередь граждан страны. Эти 200 000 человек останутся без работы, и они должны будут выбирать между наихудшим (нет работы и дома) и худшим (нет работы, но по крайней мере есть дом). Если к этим 200 000 прибавить еще 40 000 не выехавших, можно будет понять какова будет нагрузка на рынок труда страны.

Как же их принять и трудоустроить в Армении?
Если кто-либо пообещает их трудоустроить в Армении – не верьте, это из области фантастики! Как смягчить эту нагрузку? Пока что это идеи, мое видение. Для начала необходимо разобраться в структуре миграционного потока. Большинство из них – выходцы из сельской местности и у них есть навыки в области животноводства и растениеводства. Если мы поможем приобрести им для своего хозяйства, к примеру, корову, семена, т. е. предоставим небольшую сумму, которая поможет им обустроиться, то можно будет каким-то образом смягчить последствия для этой категории.

Как найти средства для их обустройства?
Здесь нам помогут международные структуры: МВФ, ОБСЕ, UNDP,IOM. Я уже с ними беседовал, они тоже заинтересованы. Это не такие большие деньги, но таким образом мы поможем большинству прибывших, поскольку жители сельской местности составляют порядка 65% всех мигрантов. Во-вторых, мы можем предоставить рекомендательные и консультационные услуги по любой проблеме, такой как, к примеру, потеря паспорта, отсутствие обучения у детей, вопросы военной службы. Мы также поможем в тех случаях, если возвратившиеся не получали пенсию 2-3 года, не смогли вовремя засвидетельствовать группу своей инвалидности и по ряду других вопросов. С этой целью мы открыли центры в Ереване и еще два в Шираке и Арташате, если понадобиться, подобные центры будут открыты и в других областях – это тоже реальная помощь.

Третье – часть вернется с определенными сбережениями. Для России эти сбережения малы, но по армянским меркам – вполне значимы. С нашей стороны мы сможем предоставить им консультации для организации своего малого бизнеса, т. е. в какой сфере они могут реализовать свои возможности, как организовать бизнес, как оформить свою фирму, какое у нас законодательство. Они составят небольшую долю мигрантов, но все-таки среди них будут и таковые.

У нас моновекторное направление миграционного потока, поскольку 94% наших мигрантов приходится на РФ. Хоть в России и сокращаются рабочие места в условиях экономического спада, тем не менее, есть непривлекательные для местного населения сферы. То есть существуют ниши, которые можно выявить при хорошем мониторинге через наши дипломатические круги, межправительственные организации, выяснить, какие имеются вакантные места, куда можно направить своих рабочих, в том числе из самой России. Недавно московское правительство пригласило порядка 4000 таджиков для выполнения работ в непривлекательных сферах. Если раньше человек мог отказаться, поскольку это недостойная для него работа, то сейчас из-за отсутствия альтернативы он вынужден ее принять.

Еще одно направление – Олимпийские игры в Сочи. Я не думаю, что там будет сокращение строительства. Надо знать «правила игры»: каким образом и какие фирмы выигрывают тендер и попытаться найти «свою дверь» в эту систему, чтобы втолкнуть своих строителей туда.

Правительство поручило своим структурам разработать пакет предложений и программ по смягчению миграционного потока. Это пока что только предположения, другие структуры может предложат свои решения, более расширенные.

Когда будет видна реальная картина миграционного потока?
Самое позднее в конце весны мы получим данные по двум категориям: невыезжающие, которые из-за мирового кризиса не выехали на ежегодные сезонные работы. Сейчас как раз самый разгар (февраль – апрель), что будет видно по сокращению пассажиропотока. И второе – увеличение возвращающихся, которые, естественно не вернутся все за один день. Большинство из них задействованы в строительстве, а в этой сфере фактор сезонности играет важную роль. Многие ждут весны, а в этом году весна не оправдает их надежд.