Прогресс в переговорах между Арменией и Азербайджаном во многом обусловлен настойчивостью премьер-министра Армении Никола Пашиняна, пишет старший аналитик Фонда Карнеги Томас де Ваал.
В своей статье о мирном соглашении он отметил, что Пашинян пошел на значительные уступки, приняв предложения Баку по двум ранее неурегулированным пунктам.
Де Ваал подчеркнул, что документ касается регулирования межгосударственных отношений, а не примирения обществ.
Эксперт указал, что азербайджанские официальные лица открыто заявляют, что не спешат подписывать соглашение, поскольку оно, по их мнению, принесет больше выгоды Армении, чем Азербайджану. В то же время, по его словам, президент Азербайджана Ильхам Алиев продолжает использовать конфликт как инструмент для консолидации своей страны, пишет Jam-news.
Де Ваал обозначил ряд шагов, которые необходимо предпринять, чтобы «не упустить момент мира». По его мнению, хотя Брюссель и Вашингтон могут занять более активную позицию, ключевую роль играет Турция. Он подчеркнул, что турецкие официальные лица осознают: окно возможностей с Пашиняном может закрыться. По его мнению, инициативы армянского премьера должны получать более позитивный отклик со стороны Анкары.
«Безусловно, настало время проявить большую смелость и объявить о шагах, которые усилят экономические связи с Арменией и принесут определенные выгоды правительству Пашиняна, даже если армяно-турецкая граница полностью не откроется», — написал де Ваал.
Эксперт считает, что это значительный шаг к стабильности на Южном Кавказе, но для полноценного мира необходимы дополнительные меры.
По его словам, международный контекст играет особенно важную роль. Пока Москва и Вашингтон обсуждают будущее Украины, в армянском обществе существует обеспокоенность, что, избавившись от бремени войны, «Россия может вновь обратить свой агрессивный взгляд на Южный Кавказ. В этом контексте принципиальная договоренность по мирному соглашению снижает вероятность вмешательства Москвы».
Де Ваал также указал, что в документе отсутствуют элементы, характерные для исторических мирных соглашений, такие как механизмы правосудия за военные преступления или четкие гарантии права на возвращение вынужденных переселенцев.
Он напомнил, что ключевой вопрос армяно-азербайджанского конфликта — будущее армянского населения Нагорного Карабаха — фактически был решен с применением силы. В сентябре 2023 года Азербайджан установил контроль над регионом, в результате чего 100 тысяч армян покинули Карабах. Пашинян признал, что регион является частью Азербайджана, и в настоящее время нет ожиданий, что его бывшие жители вернутся в обозримом будущем.
Де Ваал отметил, что Азербайджан рассматривает изменения в Конституции Армении как важное условие для заключения окончательного мирного соглашения. Баку утверждает, что ссылки в преамбуле армянской Конституции на Декларацию независимости 1990 года, которая, в свою очередь, упоминает резолюцию 1989 года о воссоединении Армении и Нагорного Карабаха, являются скрытой территориальной претензией и должны быть удалены.
По мнению де Ваала, этот вопрос может быть решен с помощью творческой дипломатии, особенно учитывая планы премьер-министра Никола Пашиняна разработать новую Конституцию после парламентских выборов 2026 года. Однако эксперт отмечает, что Пашинян уже пошел на значительные уступки и располагает ограниченными ресурсами. Премьер-министр хочет прийти на выборы с мирным договором, а не с репутацией политика, который лишь уступает Азербайджану, как утверждают его оппоненты.
Де Ваал подчеркнул, что чем сильнее давление Азербайджана в вопросе изменений Конституции, тем сложнее Пашиняну представить мирный процесс как свою победу. Он добавил, что армянский премьер-министр преподносит этот выбор как фундаментальное философское решение для общества — между «Реальной Арменией» и «Исторической Арменией». Пашинян призывает граждан признать, что после военных поражений 2020 и 2023 годов Армения должна адаптироваться к новой реальности, наладить отношения с Азербайджаном и Турцией, укреплять связи с Европой и снижать зависимость от России.
Многие силы, включая оппозицию, часть армянской диаспоры и Россию, стремились сорвать инициативы Пашиняна.
«Многие хотят, чтобы он [Пашинян] потерпел неудачу — оппозиция, организации армянской диаспоры, Россия. Азербайджан тоже не спешит облегчать ситуацию. Азербайджанские чиновники открыто заявляют, что не торопятся [подписывать соглашение] и считают, что мирный договор принесет больше пользы Армении, чем Азербайджану. Президент Ильхам Алиев публично никогда не говорит о преимуществах мира и не делает положительных заявлений о Пашиняне. Конфликт с Арменией остается инструментом для консолидации власти. Всего за несколько часов до заявления МИД Азербайджана о прогрессе в переговорах Алиев выступил с агрессивной речью, вновь озвучив свои максималистские требования, претензии и обвинения в адрес Еревана, которые он повторяет уже много лет.»
13 марта МИД Армении объявил, что принял предложения Азербайджана по двум ранее не согласованным статьям мирного договора, что делает соглашение готовым к подписанию. Ереван заявил, что готов начать консультации о сроках и месте подписания. Однако Баку выдвинул новые предварительные условия и заявил, что пока рано говорить о датах встречи.
Проект мирного соглашения включает 17 пунктов, из которых 15 уже были согласованы. Оставшиеся разногласия касаются отказа от взаимных требований на международном уровне и запрета на размещение представителей третьих стран на границе Армении и Азербайджана.